Эксперты рассказали, почему пациентов надо обучать самолечению

Ирина Невинная

Мы по-прежнему любим лечиться самостоятельно. За девять месяцев 2023 года каждый россиянин оставил в аптеке более 7 тысяч рублей (данные AlfaRm). В пересчете на всю страну – это порядка 980 миллиардов рублей, и большая доля этого моря лекарств покупается людьми самостоятельно. Эксперты, опрошенные “РГ”, говорят, что нам нужно активнее продвигать принцип ответственного самолечения.

К безрецептурным препаратам отношение вообще очень легкое: половина пациентов (55%) выбирает, чем лечиться, без рекомендации врача – люди берут информацию в интернете, от знакомых и родственников. Хотя даже самые “безобидные” лекарства имеют противопоказания и при неправильном применении могут навредить. Не лучше и с рецептурными лекарствами – показал недавний опрос врачей и работников аптек, проведенный Ассоциацией индустрии товаров для здоровья (АИТЗ) и Национальной фармпалатой. Более трети провизоров (35%) сообщили, что посетители аптек часто просят продать им рецептурный препарат просто так, без рецепта, а еще 7% заявили, что такие требования выдвигает практически каждый покупатель.

Да, иметь под рукой нужный рецепт не всегда просто – запись к врачу, особенно узкому специалисту, может растянуться на дни и недели. К тому же во время приема доктор ограничен во времени, ему проще написать назначение просто на листке, не заполняя рецептурный бланк.

Многие пациенты, не дойдя до врача, обращаются за консультацией к провизору в аптеке

“Опрос показал, что, к счастью, все больше врачей видят в аптеке партнера и помощника. Действительно, более 80% фармработников говорят, что посетители просят их проконсультировать, помочь с выбором лекарства, – сказала “РГ” исполнительный директор АИТЗ Елена Неволина. – Но все же многие врачи недооценивают уровень подготовки провизоров и не видят необходимости в фармацевтическом консультировании. Хотя у нас именно аптека часто становится местом первого контакта пациента с системой здравоохранения, поэтому было бы логично позволить фармработникам брать на себя дополнительные полномочия в вопросах помощи населению”.

Фактически провизоры (а это специалисты с высшим медицинским образованием) отчасти подменяют врача: как показал опрос, многие расспрашивают покупателя о его заболевании – и это дает возможность, если обнаружатся тревожные симптомы, вовремя направить человека к врачу.

“Самолечение бывает оправдано, но только если мы говорим об ответственном самолечении. Эта позиция поддерживается ВОЗ , – сказал “РГ” сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. – Вот яркий пример: во время пандемии минздрав выпустил памятку, четко расписав, как должен вести себя пациент при легком течении COVID-19. Когда и как лечиться самостоятельно дома, и при каких симптомах обращаться за врачебной помощью. Это был правильный ход – чтобы освободить силы и ресурсы перегруженных медучреждений. Важно ответственное самолечение и при хронических недугах, например, диабете. Пациент должен быть готов контролировать свое состояние, правильно принимать лекарства”.

Что касается фармацевтического консультирования, по мнению Юрия Жулева, это неоднозначный вопрос. “Аптеки остаются коммерческими учреждениями, есть риск избыточных рекомендаций”, – считает эксперт. Впрочем, сами провизоры в опросе говорят, что действуют прежде всего в интересах пациента и готовы брать на себя больше ответственности.

Российская газета – Федеральный выпуск: №290(9235)