Ускоренная подготовка фармацевтов может привести к проблемам с их аккредитацией

С сентября срок подготовки фармацевтов сократится до 1 года 10 месяцев. Эти изменения вызвали очередной раскол в отрасли. Сети, страдающие от кадрового голода, поддерживают «скоростное» обучение. Представители учебных заведений сомневаются, что смогут качественно подготовить новые поколения специалистов.

По новому стандарту

В этом году медицинские кол­леджи и фармацевтические училища впервые примут абитуриентов на программу обучения по новому образовательному стандарту (ФГОС среднего профессиональ­ного образования по специаль­ности 33.02.01 «Фармация»).

Он был утвержден приказом Минпросвещения России № 449 от 13.07.2021. Набирать абитури­ентов по предыдущему стандарту учебные заведения имели право до 31 декабря 2021 года.

Основное изменение — сокра­щение сроков обучения. Если раньше выпускники школ полу­чали специальность фармацевта в течение 2 лет и 10 месяцев, то теперь они потратят на год меньше, став специалистом за 1 год и 10 месяцев.

Новый образовательный стандарт разрабатывался Федеральным учебно-­методиче­ским объединением в системе среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей 33.00.00 «Фармация (ФУМО)», отмети­ла исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина.

«Совет по профквалификациям направлял ФУМО замечания, они были учтены. По нашему мнению, разработчики упаковали в программу все необходимые ком­петенции, проблемных моментов мы не увидели», — добавила экс­перт.

Больше кадров

Неволина полагает, что новый образовательный стандарт помо­жет аптекам бороться с кадровым голодом: «Практика показыва­ет, что из 3 тыс. выпускников фармфакультетов в вузах (а они есть только в крупных городах) до аптек доходит малая часть. Подготовкой кадров для фармроз­ницы занимаются, в основном, колледжи и училища». 

Аптеки получат фармацевтов быстрее, а возможно, их станет и больше. «В нашу профессию нередко приходят взрослые люди. Они обременены семейными заботами, поэтому сокращение срока обучения для этой категории сотрудников актуально», — считает председатель межре­гиональной Ассоциации разви­тия фармацевтической отрасли «Аптечное дело» Анастасия Филиппова. Для тех, кто осоз­нанно выбирает работу в аптеке, новый стандарт даст дополнительные возможности для обуче­ния.

Учебные заведения смогут чаще делать наборы студентов — это тоже вызовет приток специ­алистов, добавляет Филиппова.

Сокращение сроков обучения может дать толчок работода­телям, нанимающим неспеци­алистов, считает зав. кафедрой фармации Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ) Любовь Устинова: «Не секрет, что такие аптеки представлены на рынке. Обозримая перспектива подготов­ки фармацевта может изменить их позицию».

В таких условиях для работода­теля будет предпочтительнее не нарушать положение о лицензи­ровании, соглашается Неволина. Ведь по новому документу тре­бования к специалистам, кроме руководителя организации, оста­ются неизменными, а их нару­шение может повлечь серьезные наказания для аптек.

Меньше прошедших аккредитацию

При этом эксперты призна­ют: сокращение срока обучения может негативно сказаться на качестве подготовки специали­стов. «Работая в аккредитационной комиссии, я могу смело заявить, что уровень подготовки специ­алистов со средним образованием далек от идеального. Даже сейчас (при сроке обучения 2 года и 10 месяцев) нам не хватает времени, чтобы выпустить полноценно подготовленные кадры. До сих пор нет разделов обучения по приемке товара, работе с МДЛП они не включены в образо­вательные стандарты. И новая программа подготовки их тоже не подразумевает», — объясняет Филиппова.

Она уверена, что доля сту­дентов, прошедших первичную аккредитацию, в результате уменьшится. С этим согласна и преподаватель фармацевтических дисциплин Владивостокского базового медицинского колледжа Оксана Захватова.

По ее мнению, проблема заклю­чается не в количестве отведенного для обучения времени, а в содер­жании программы. «По первому образованию я фармацевт, в совет­ское время училась в медучилище 1 год и 10 месяцев. Но с первого занятия нас учили предметам по специальности, — объясняет она.

Мы ожидали, что по этой анало­гии из учебной программы исклю­чат все второстепенные предметы». Однако этого не произошло: число часов обучения по гуманитарно­му, социально­-экономическому, математическому циклам не изме­нилось. Первый семестр студенты по-­прежнему буду изучать лишь общие дисциплины — историю, философию, математику, англий­ский язык и пр.

«К нашему разочарованию, сократили часы профессиональ­ных модулей. Теперь мы задаемся вопросом: кого за столь короткий период мы должны подготовить?» — говорит Захватова и напоминает, что даже при прежней программе, которая содержала 1200—1400 часов по профпред­метам, было сложно подготовить студентов к аккредитации.

«Пока мы не понимаем, какие предметы выбрать для подготов­ки и включить в учебный план, — сетует преподаватель. — Мы ожидаем, что доля прошедших аккредитацию (сейчас она состав­ляет в ТГМУ 97%) значительно снизится».

Мнение аптек

Новый образовательный стан­дарт — шаг навстречу крупным аптечным сетям, испытывающим постоянный кадровый голод.

Главы региональных ассоциаций считают, что платой за это станет снижение квалификации сотруд­ников. Многие навыки, в част­ности фармконсультирование, могут «просесть».

«Наши аптеки ждут начала обу­чения по новому стандарту. Но за год и 10 месяцев подготовить можно только продавца. Для мно­гих владельцев аптечных сетей этого будет достаточно», — гово­рит Устинова.

Другие эксперты выступают за сокращение срока обучения за счет сужения функционала фар­мацевтов. «В подготовке по старым программам львиную долю занимало производство лекар­ственных препаратов, контроль качества, обширные программы органической, неорганической, физколлоидной, аналитической химии, биохимии, — напоми­нает директор сети «Здоровье» (Великий Новгород) Ольга Хруцкая. — Это актуально только для сотрудников производствен­ных аптек, которых в стране почти не осталось».

Для улучшения ситуации с кадрами трафик студентов в кол­леджах должен вырасти вдвое, полагает руководитель аптечной сети «Фармия» Роман Кубанев. «Но и это не позволит закрыть дефицит в самых сложных точках — сельской местности, удален­ных населенных пунктах. Здесь помогут только меры господ­держки для специалистов», — резюмирует он.

Ольга Коберник

Источник: «Фармацевтический вестник» №16 (1085) 12 июля 2022