Точно, как в реестре

Сотрудники аптек попадут в единый реестр. Отрасль ждала этого события последние пять лет. Создание перечня фармработников упростит процедуру аккредитации и позволит аптекам подтверждать лицензионные требования. Кроме того, наконец, станет известно, сколько специалистов трудится в стране.

Как возникла идея реестром

Работа по созданию реестра началась в 2016 году по инициативе Национальной фармпалаты. “Мы создали механизм и презентовали его на конференции «ФармМедобращение», – вспоминает исполнительный директор ААУ «СоюзФарма» Мария Литвинова. – Первую запись о работнике должен был делать лицензиат (аптека), дальше происходит «стыковка» с образовательными и социальными учреждениями».

После этого специальное образование фармработника было признано лицензионным требованием. «Необходимость быстрого подтверждения данных стала ещё более очевидной. Тут же стартовала аккредитация: мы предложили начать с внесения данных от тех, кто её прошел», – говорит Литвинова. Экспертом было важно понять, какая часть из тех, кто был аккредитован, «дошла» до аптек. Кроме того, они говорили о случаях, когда один диплом использовался 5 – 6 аптечными организациями и даже не в одном регионе. Реестр помог бороться с нарушителями, лишая их лицензии.

Чтобы узаконить учёт фармацевтов, законодатель должен был внести изменения в статью 91 ФЗ-323. “Эти предложения были погружены не в тот законопроект – об ограничении маркетинговых бонусов. Поскольку он не был принят, судьба реестра также осталась непонятной “, – рассказала исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина.

Для чего нужен реестр

Перечень фармработников нужен прежде всего для аккредитации. Сейчас сотрудники аптек могут отправить документы для её прохождения только почтой России. Этот способ многим кажется ненадёжным. Реестр позволит это делать в электронном виде, кроме того, специалист сможет получать выписку о прохождении аккредитации самостоятельно. Сейчас работник без регистрации в системе может увидеть только протокол Центральной аккредитационной комиссии. В нём указывается специальность и ФИО работника, другой идентификации в протоколе нет. Он содержит данные обо всех специалистах, прошедших аккредитацию в определённый день. «Регистрация в реестре позволит получать индивидуальную выписку, где будет указан номер СНИЛС – документа, подтверждающего допуск к работе. Его можно прикладывать к пакету документов специалиста», – говорит президент ассоциации «Фармацевтическое Содружество» Наталья Назаренко.

С другой стороны, реестр поможет работодателю подтверждать данные об образовании фармработника и узнавать информацию о его предыдущем стаже. «Удобно будет смотреть информацию о предыдущих местах работы», – отмечает Назаренко. Предполагается, что база будет синхронизирована с другими электронными ресурсами отрасли – порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования, федеральным реестром сведений о документах об образовании (ФРДО), добавляет она.

Эксперты надеются, что реестр поможет очистить рынок от недобросовестных игроков, привлекающих к работе неспециалистов. С его помощью контролирующим органам будет легко проверить данные об образовании сотрудников аптек.

«Есть реальные кейсы, когда в аптеках стоят люди с непрофильным образованием, даже не медицинским. Это вопиющий случай, роняющие авторитет специалистов», – рассказывает генеральный директор сети «Фарма» Александр Миронов. Такие примеры есть в федеральных сетях, которые не могут найти специалиста для дальнейшего развития. «Они идут на такие меры не только в нашем регионе», -добавил Миронов.

Через «Госуслуги»

Каждая организация встанет перед необходимостью регистрации своих сотрудников в федеральном реестре медицинских работников (ФРМР), чтобы “быть в рынке “, отмечает Назаренко.

Пока аптеки и их сотрудники регистрируются в медицинских реестрах (ФРМО и ФРМР). Мария Литвинова рассчитывает, что позже из них будут выделены отдельные фармацевтический реестры. Для этого она намерена обратиться к депутатам с предложением о законодательной инициативе.

Электронная идентификация работника понадобится для обслуживания электронных рецептов и сертификатов на средства реабилитации для льготников, в число которых войдут лекарства и медизделия. Они будут обеспечиваться через государственную информационную систему, положение о которой в апреле утвердил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

Неволина рекомендует аптекам не откладывать работу по регистрации своих сотрудников: «Сейчас фарморганизации уже могут вносить сведения о себе и своих работниках, которые будут привязаны в реестре к своему СНИЛС. Всю информацию можно увидеть на портале Госуслуги в личном кабинете».

На госуслугах уже зарегистрированы большинство жителей страны.  Если они просто добавят признак квалификации – система заработает, уверена Литвинова.

Формирование реестра будет происходить постепенно, начиная с тех работников, которые намерены в ближайшее время подавать документы на аккредитацию. «Работа трудоемкая, сведения будут вноситься постепенно. К 1 января 2026 г. все работники должны будут пройти через периодическую аккредитацию. Значит, реестр будет готов», – добавляет Назаренко.

Как попасть в реестр

Подробную инструкцию по регистрации фармработников Нацфармпалата опубликовала на своем сайте. Прежде всего аптеке надо подать заявку на добавление организации федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО).  Аптеке необходимо определить сотрудника, который будет вносить данные о своих коллегах в реестр. Руководитель должен подать заявку на его имя для получения доступа к ФРМО и ФРМР. После занесения данных специалистам будет предоставлен доступ к личному кабинету.

По словам Невольной, ИП и руководители аптек могут зарегистрировать себя самостоятельно.

Опрошенные “ФВ“ руководители аптек не испытывают серьезных сложностей при регистрации в реестрах,  хотя говорят о трудоемкости процесса. “У медицинских организаций регистрация в единой системе уже входит в лицензионные условия, и хотя в отношении фарморганизаций такого требования нет, мы ожидаем, что со временем оно появится “, – отмечает Назаренко. 

С ним уже столкнулись аптеки в некоторых субъектов. Так, требование зарегистрировать организацию и сотрудников в реестрах (ФРМО и ФРМР) было выдвинуто лицензионной комиссией сахалинской госсети «Фармация» при лицензировании очередной аптеки три месяца назад. «Тогда нам пришлось регистрироваться «обходными путями», поскольку система не предусматривала вхождение в неё фарморганизации», – рассказывает генеральный директор предприятия Инна Гребенёва.

 Сейчас сеть активно регистрирует филиалы и сотрудников. Кадровые службы обещали завершить эту работу к 1 июля – дату правительство региона обозначило как начало работы по электронным рецептам. 

Источник: Фармацевтический вестник, №12 (1081) от 17 мая 2022