Фармкадры: в поисках выхода из лабиринта

Выпускники фармфакультетов не хотят работать в аптеке. Как и чем мотивировать их, чтобы вернуть интерес молодых специалистов к профессиям фармацевт и провизор?

Проблема дефицита аптечных кадров существует много лет, но сейчас приобрела большой масштаб. Такой, что с 1 января 2025 года Минздрав допустил к бессрочной работе в аптеках студентов медвузов с четвертого курса. Студенты могут занимать должность специалиста со средним фармацевтическим образованием.

Фармобразованию и аптечным кадрам была посвящена пленарная сессия второго съезда Российской ассоциации аптечных сетей (РААС).

Разница между провизором и фармацевтом в аптеке стирается

«Проблем с кадрами нет, есть вопросы. В Пятигорске, например, второй год недобор на бюджет, — рассказывает Жан Гончаров, генеральный директор аптечной сети «Вита Плюс», председатель аккредитационной комиссии для выпускников-провизоров в Ставропольском крае. — Ведь вход в профессию достаточно сложен. И какой смысл сегодня получать высшее образование, если в аптеке все равно окажешься наравне с фармацевтом? А у него среднее, и он не тратит столько жизненных сил».

Действительно, в чем сегодня разница в обязанностях фармацевта и провизора, задается вопросом исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина. Функции специалистов со средним и высшим профильным образованием следует четко разделить, чтобы в дальнейшем профессиональная практика не знала ситуаций, в которых подготовка в колледже фактически считается равной обучению в вузе.

При этом отрасль испытывает колоссальную потребность в фармацевтических кадрах. Как сообщает директор Пензенского базового медицинского колледжа Светлана Шахина, конкурс на бюджет по фармации составлял шесть человек на место, а обучать будущих аптечных фармработников приходится в две смены: при текущем количестве студентов площадей не всегда хватает.

Третий год обучения — не лишний, специалист должен сформироваться

Сокращение срока обучения в фармколледжах, принятое по просьбе профессионального сообщества, едва ли решило сегодняшние вопросы с кадрами. Первый выпуск фармацевтов с ускоренным курсом подготовки состоялся в июле 2024 года и показал, что принятых два года для подготовки фармацевта недостаточно.

Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, в стенах учебного заведения не только получает знания и приобретает навыки — он учится общению и формирует тот характер, который в дальнейшем поможет выстоять, ставить цели и успешно достигать их, не останавливаясь на полпути. А на это необходимо время, тем более что в школьный период задача воспитания, к сожалению, выполняется не всегда. Поэтому «лишний» год учебы на практике оказался не таким уж и лишним.

Помимо срока обучения важен и подход к процедуре выпускных испытаний. Как комментирует Татьяна Блинова, начальник отдела персонала ГУП АО «Фармация», сегодня школьников активно готовят к единому госэкзамену, а студентов — к аккредитации. Такой акцент может сочетаться с пробелами в образовании: успешно сдавшему тесты и прошедшему собеседование молодому специалисту зачастую не хватает знаний по фармакологии и навыков общения.

Почему аптека не может предложить карьерный рост

Как отметили участники съезда, имеет значение и то, как молодежь воспринимает фармацевтические профессии, какая картина складывается в сознании школьников и студентов, когда они встречаются с работниками аптек.

Молодой специалист должен задумываться о карьерном росте уже на старте, выбирая профессию или делая в ней первые шаги. Сегодняшний уровень заработной платы может показаться достаточным для вчерашнего студента, но когда человек создает семью и начинает растить детей, ему требуются уже другие денежные ресурсы.

Здесь стоит задуматься о профессиональном пути, который может пройти начинающий фармацевт или провизор в современной аптеке. И, как отметил глава аптечной сети «Диалог» Тамерлан Салиев, найти ответ на вопрос, почему сегодня аптека не всегда может предложить сотруднику с профильным образованием желаемую карьерную траекторию.

Как сохранить провизоров-технологов

По информации Нацфармпалаты, далеко не одна сотня фармацевтических специалистов, работающих на должности «провизор-технолог», получила отказ Федерального аккредитационного центра (ФАЦ) в приеме документов на аккредитацию. Позиция ФАЦ объяснялась положениями приказа Минздрава № 206н о квалификационных требованиях к мед- и фармработникам с высшим профильным образованием. В данном документе специальности «Фармтехнология» соответствуют две должности: провизор-технолог и руководитель отдела в аптечной организации.

В то же время, как пояснила Елена Неволина, аккредитация проводится на базе не только приказа № 206н, но и профстандартов. А в стандарте «Провизор» в числе разрешенных должностей отмечена не только должность провизора, но и провизора-технолога, и оба наименования подразумевают одни и те же трудовые задачи. Специального профстандарта для провизора-технолога нет. Поэтому выявленное несоответствие, по сути, формальное.

«Да, есть коллизия между квалификационными справочниками и квалификационными требованиями по фармтехнологии, — отмечает Глеб Захаренко, начальник отдела обеспечения отрасли квалифицированными специалистами Минздрава России. — Сейчас мы вместе с Нацфармпалатой решаем этот вопрос, чтобы сохранить специалистов».

«Коммерциализация образования — наша боль»

Еще один вопрос — рост стоимости платного высшего образования в условиях недобора на бюджет, замечает Жан Гончаров. Этим летом цена обучения значительно выросла в целом ряде вузов. В первом меде, например, будущие провизоры должны оплатить за 2024/2025 учебный год уже не 367, а 600 тысяч рублей.

«Цены? Увы, у нас коммерциализация всего, мы в большой степени на самоокупаемости. 30-40% госфинансирования. Так что другого выхода нет. Это наша боль. И мы зависим от количества студентов», — констатирует Ирина Косова, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации факультета НМО Медицинского института РУДН, профессор кафедры управления и экономики фармации Медицинского института РУДН.

Источники:

Гончаров Жан, генеральный директор аптечной сети «Вита Плюс», председатель аккредитационной комиссии для выпускников-провизоров в Ставропольском крае

Неволина Елена Викторовна, исполнительный директор Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», кандидат фармацевтических наук

Светлана Шахина, директор Пензенского базового медицинского колледжа

Блинова Татьяна, начальник отдела персонала ГУП АО «Фармация»

Салиев Тамерлан, руководитель аптечной сети «Диалог», Москва и Московская обл.

Захаренко Глеб, начальник отдела обеспечения отрасли квалифицированными специалистами Минздрава России

Косова Ирина, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации факультета НМО Медицинского института РУДН, профессор кафедры управления и экономики фармации Медицинского института РУДН

Источник: газета «Московские аптеки»