Профессионально-компетентностная модель отрасли как инструмент формирования образовательных программ

На конференции с международным участием «СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В МЕДИЦИНЕ И ОБРАЗОВАНИИ» приняли участие Аладышева Ж.И., Пятигорская Н.В. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)» . Ими был представлен доклад “ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОТРАСЛИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ”

Современная фармацевтическая отрасль представляет собой высокотехнологичный наукоемкий сектор экономики, имеющий большое социальное значение. Ее состояние оказывает мультипликативный эффект на экономическое, научное и социальное развитие страны, в связи с чем во многих странах является одним из основных драйверов инновационной экономики. Профессиональная деятельность в этой отрасли отличается высоким уровнем междисциплинарности, требует применения научного подхода при принятии решений. Этим можно объяснить возникновение новых профессиональных групп и профессий, новых научных направлений и наук, связанных с фармацевтической отраслью. Подготовка кадров для фармацевтической отрасли включена в государственную промышленную политику, однако комплексно нигде не описана. В 2012-2018 году на основании экспертного анализа всей совокупности видов деятельности в данной отрасли, декомпозиции каждого вида деятельности на конкретные задачи деятельности, сопоставления каждой задачи деятельности с имеющимися национальными и международным регуляторными требованиями нами была предложена профессионально-компетентностная модель, опирающаяся на принятый в отрасли жизненный цикл лекарственного средства и соответствующая ей модель компетенций работников фармацевтической отрасли, включающая блоки базовых и специализированных профессиональных компетенций. Также в модели учитываются способы их получения – направления подготовки высшего образования, специализированная магистратура, аспирантура, дополнительное профессиональное образование.

Такая модель позволяет выделять «сквозные» блоки знаний и умений, требующиеся для выполнения любых видов профессиональной деятельности в фармацевтической отрасли, «специализированные» и «узкоспециализированные», определять требуемое содержание образовательной программы и ожидаемые результаты освоения.

В ходе данной работы были разработаны профессиональные стандарты для специалистов фармацевтической отрасли, предложено и поддержано Минобрнауки России новое направление подготовки в России – магистратура «Промышленная фармация», обновлена научная специальность «Промышленная фармация и технология лекарственных средств».

Разработанные нами с использованием модели образовательные программы востребованы работодателями. Так, количество студентов, поступающих в нашу магистерскую образовательную программу, составляет не менее 30 человек уже на протяжении 6 лет. Количество слушателей программ дополнительного профессионального образования за эти 6 лет составило более 4,6 тысяч человек.

Модель позволяет быстро адаптировать имеющуюся образовательную программу к новым вызовам путем включения опережающего контента или компетенций на основании выявления новых видов деятельности, новых знаний или умений в соответствующем сегменте профессиональной деятельности.

Оставьте комментарий