В Госдуме предложили изменить определение аптечной деятельности в ОКВЭД

Никита Закревский

Комитет по охране здоровья Госдумы направил главе Минэкономразвития РФ Максиму Решетникову письмо (есть в распоряжении Vademecum) с предложением внести изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД-2). Парламентарии предложили скорректировать определение деятельности аптечных организаций и изменить ее код в ОКВЭД-2 на 86.90.5 «Деятельность фармацевтических организаций (аптечных организаций) и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья».

В обращении за подписью главы комитета Бадмы Башанкаева говорится о прошлогоднем анализе правовых актов, проведенном Минздравом РФ. Регулятор выявил «значительные противоречия в определении роли и места аптечных организаций и фармацевтических работников в сфере охраны здоровья».

Сейчас деятельность аптечных организаций в ОКВЭД имеет статус «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)» и прописана под кодом 47.73. Минздрав же подчеркнул, что другие виды деятельности из области здравоохранения прописаны в ОКВЭД под кодом 86.

Работа фарморганизаций регулируется различными отраслевыми правовыми актами, среди которых – №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказ Минздрава №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения». Профильный комитет Госдумы указывает, что проверкой работы аптечных организаций занимается Росздравнадзор, который также контролирует деятельность других участников сферы здравоохранения.

К тому же, по замечанию парламентариев, к фарморганизациям предъявляются специальные, отличные от обязанностей других торговых организаций, требования, среди которых – наличие лицензий на осуществление фармацевтической деятельности и специализированных разрешений у работников, а также обязательное наличие минимального ассортимента лекарств, необходимых для оказания медпомощи.

Представители Госдумы считают, что все перечисленные факторы демонстрируют принадлежность аптек к системе здравоохранения, а принятие предложенных ими изменений исключит двоякость правовой оценки аптечной деятельности.

Дискуссия о необходимости изменения кода ОКВЭД для аптечных организаций в фармотрасли идет последние 10 лет. В 2020 году инициативу поддержал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, однако в Минэкономразвития настрой коллеги до сих пор не оценили.

Последовательно инициативу отстаивают в ассоциации «Союзфарма» и Нацфармпалате. «Вопрос этот не просто бюрократический. Речь идет о месте и роли аптечной организации в системе здравоохранения и национальной экономике, – говорит исполнительный директор «Союзфармы» Мария Литвинова. – Много лет мы доносили важность этой гармонизации до регуляторов. Отрадно, что сегодня нашу позицию разделяют и в Госдуме, и в Минздраве».

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Александр Опарин добавляет, что двойственность юридического статуса аптек не способствует стабильному развитию отрасли: «Например, сейчас контролировать качество работы аптек могут очень многие структуры, в том числе и те, что к сфере здравоохранения напрямую не относятся. Избыточное регулирование не способствует росту инвестиционной привлекательности фармсектора. В смене кода много плюсов для индустрии. Один из них заключается в том, что отнесение деятельности аптечных организаций к разделу 86 ОКВЭД поможет отрегулировать работу непрофильных игроков, устремившихся в последние годы на фармрынок, – продуктовых супермаркетов и маркетплейсов».

В феврале 2024 года фармассоциации также подняли вопрос о решении другой давней проблемы – предоставлении аптечным организациям возможности продавать ветеринарные лекарства. По мнению представителей отрасли, административное препятствие в этой сфере также связано с чередой противоречий, существующих в нормативно-правовых актах.

Источник: Vademecum