Ольга Коберник
Национальная фармпалата считает, что отведенная фармацевтическим работникам в системе здравоохранения роль не позволяет им полностью реализовать возможности. Организация направила в Минздрав предложения, которые могут быть реализованы и должны исправить ситуацию. Среди инициатив НФП — законодательное закрепление понятия фармконсультирования, вовлечение аптек в пропаганду здорового образа жизни и введение должности главного специалиста по фармацевтической деятельности.
Как воспринимают фармработников
Обсуждать расширение функционала фармработников Национальная фармацевтическая палата (НФП) предлагает Министерству здравоохранения в рамках рабочей встречи. Организация направила соответствующее обращение на имя министра здравоохранения Михаила Мурашко. Документ есть в распоряжении «ФВ».
«Мы видим, что существует разрыв между тем, как воспринимают себя фармработники, и как нас видят врачи», — говорит исполнительный директор НФП Елена Неволина. В качестве подтверждения своих слов эксперт приводит результаты опроса фармацевтических (1722 респондента) и медицинских работников (1600 врачей, в основном амбулаторной практики). Его провели Национальная фармпалата совместно с Ассоциацией индустрии товаров для здоровья (АИТЗ) и Санкт-Петербургским союзом врачей. Данные опроса также есть в распоряжении «ФВ».
В то время как большинство врачей (64%) отметили, что считают фармацевтов и провизоров частью системы здравоохранения, значительное их число не торопится доверять своим коллегам. Треть медработников (33%) не уверены, что фармработники обладают достаточными знаниями для консультирования потребителей, а 35% сказали, что недостаточно хорошо осведомлены об уровне знаний специалистов аптек.
«Несмотря на то, что сотрудники аптек стремятся быть частью системы здравоохранения, взаимодействие с врачами нарушено. Именно тот факт, что медицинские работники не знают о компетенциях коллег, определило многие ответы, — рассказывает Неволина. — Например, большинство врачей считают возможным фармконсультирование лишь в самых простых ситуациях — при получении ссадин, ушибов, небольших порезов».
Как все обстоит на самом деле
На практике люди часто идут за помощью в аптеку. В ходе опроса 49,9% фармработников ответили, что сталкиваются с просьбой порекомендовать безрецептурное лекарственное средство при легком недомогании примерно в 8 из 10 взаимодействий с потребителями. Никогда не сталкиваются с такими просьбами всего 0,7% опрошенных (12 человек).
При этом в нормативных документах нет полноценного определения фармконсультирования — термина, который используется для обозначения услуг по помощи потребителям в выборе безрецептурных препаратов. Все упоминания сводятся к предоставлению информации из инструкции по применению лекарственного препарата, что не подразумевает необходимости получения информации от потребителя о состоянии его самочувствия. Так, в частности, в приказе Минздрава РФ № 647н от 31.08.2016 в качестве составляющих фармацевтического консультирования приводится следующее: «информация о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях (далее — фармацевтическое консультирование)».
Нацфармпалата считает, что фармконсультирование незаслуженно обделено вниманием регуляторов, и предлагает внести определение термина в законодательную базу.
«Получается, что сейчас вся социальная составляющая фармацевтической деятельности оказывается за пределами понятийного аппарата нормативных актов. Все взаимодействие с потребителями сводится к реализации и отпуску лекарственных препаратов, то есть торговле, — сетует Неволина. — В то же время мы видим, что у посетителей аптек есть запрос на помощь, а фармработники готовы ее оказать. Осталось только зафиксировать это в регуляторных документах».
В ноябре Национальная фармпалата направила в Комитет Госдумы по охране здоровья ряд предложений по внесению поправок в законы. В частности, НФП предложила дополнить ст.4 Федерального закона № 61-ФЗ понятием «фармацевтическое консультирование». Депутат Александр Петров дал поручения федеральным органам власти предоставить обоснования необходимости изменений.
Популяризация ЗОЖ
Еще одно предложение фармпалаты — привлекать аптеки к пропаганде здорового образа жизни. В организации считают, что этому будет способствовать создание тематических стендов в аптеках. Но создание подобных выкладок осложняется сразу несколькими регуляторными нормами. Так, перечень продукции, которую могут продавать аптечные организации (установлен п.7 ст.55 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010), значительно ограничивает возможный ассортимент стендов с продукцией для здорового образа жизни.
Например, аптечная организация не может продавать питьевую воду, которая не является минеральной и не зарегистрирована в качестве продукта детского, лечебного или диетического питания. Также трудности могут возникать из-за того, что Роспотребнадзор считает размещение на одной витрине лекарственных препаратов и БАД введением потребителя в заблуждение. Это не позволит выложить на одну полку, например, пластыри для отказа от курения, зарегистрированные как медицинские изделия, и жвачки для отказа от курения, зарегистрированные как БАД, или пастилки, зарегистрированные как лекарственный препарат.
«Прямого запрета на совместное размещение в витрине лекарственных препаратов и БАД нет. Однако риски, которые могут возникнуть при проверке аптек Роспотребнадзором, не позволяют им выкладывать, к примеру, все витамины на одной полке. Получается, что мы не можем донести полную информацию до потребителя, — добавляет Неволина. — Минздрав может обозначить свою точку зрения в нормативно-правовых документах».
По данным опроса, 89,4% фармацевтических работников считают создание подобных выкладок полезным. Большая часть респондентов позитивно воспринимает возможность расширения роли провизоров и фармацевтов. Так, 67,4% положительно относятся к функциям по продлению рецептов и консультированию по снижению веса; 74,3% положительно относятся к функции по консультированию по отказу от курения.
Доносить такие настроения до Минздрава будет гораздо проще, если отрасли удастся наладить диалог с ведомством. Для этого в НФП предлагают учредить должность главного внештатного специалиста министерства по фармацевтической деятельности. «Нам нужна коллаборация медицинского и фармацевтического сообществ. Без создания Минздравом общей площадки обсуждения насущных вопросов решить их не получится», — уверена Неволина.
Вопрос престижа и компенсаций
Национальная фармпалата поднимает вопросы функционала аптечных работников не только для того, чтобы придумать специалистам дополнительные занятия. В организации считают, что восприятие аптек как коммерческих учреждений не позволяет полноценно обсуждать такие волнующие отрасль вопросы, как льготные программы для фармработников и государственные выплаты. Закрепление на законодательном уровне социальных функций позволит создать базу для обсуждения этих инициатив в будущем.
«По мере увеличения интегрированности аптек в систему здравоохранения и положительного опыта работы фармацевтов и провизоров по сохранению общественного здоровья все проще будет обосновать бюджетные затраты на поддержку таких сотрудников», — уверена эксперт.
Письмо фармпалаты находится на исполнении в Департаменте регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Минздрава, уточнили в ведомстве. «ФВ» направил запрос в министерство.
Источник «Фармацевтический вестник» №29 (1128) , 5 декабря 2023