В конце июля в Алтайском крае прошла конференция «Сельская аптека. Современный подход к повышению доступности лекарственных препаратов для населения». Нехватку специалистов, а также бюджетов на льготное обеспечение обсудили представители регионов из Сибири и Дальнего Востока. Они предложили законодателям изменить подходы к привлечению кадров и их мотивации, вернуться к обсуждению мобильных аптек и ограничить возможности монетизации льготы.
Некому работать
Главной проблемой в обеспечении лекарствами сельских жителей остается нехватка фармацевтов в отдаленных районах. О низкой укомплектованности аптечных пунктов кадрами рассказали в ходе конференции представители всех регионов. «Для Забайкальского края — это вопрос номер один. Даже там, где удается открыть аптечный пункт, а не реализацию в ФАП, трудно найти специалиста с фармобразованием, фельдшеров тоже нет», — сетует начальник отдела лекарственного обеспечения Минздрава региона Татьяна Скрипниченко.
Татьяна Скрипченко: «Остро нуждаются региональные льготники. Перечень ЖНВЛП единый, назначения единообразные для всех льготополучателей, но число региональных льготников намного выше. Размер финансирования региональной льготы сегодня по факту составляет 40% от расчетной потребности».
В связи с отменой требований к стажу руководителя аптеки открыть ее теперь может любой специалист, даже вчерашний студент фармфакультета. Об этом рассказала начальник Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирина Крупнова. Служба намерена помочь начинающим фармпредпринимателям. Для этого утверждена пошаговая «дорожная карта» по открытию аптеки: вскоре она появится на сайте ведомства. «Мы взяли процедуру открытия аптеки и формируем по ней жизненную ситуацию. Если человек решил заниматься фармацевтическим бизнесом, заходя на портал госуслуг, он подает всего одно заявление — «хочу открыть аптеку». И от начала — регистрации в налоговой, выбора организационно-правовой формы собственности — до завершения процесса он поэтапно, «бесшовно» будет переводиться от одной организации к другой», — сообщила Крупнова.
Желающий открыть аптеку в отдаленном районе сразу же столкнется с кадровыми проблемами. «Фельдшер имеет право пройти обучение в объеме 72 часов и осуществлять фармдеятельность, но аккредитацию он не пройдет, — рассказала завкафедрой организации и экономики фармации Дальневосточного государственного медицинского университета (Хабаровск) Ирина Амелина. — Кроме того, после обучения не более 40% фельдшеров нашего края сказали, что готовы включиться в лекарственное обеспечение жителей. Остальные испугались ответственности».
Пункты в удаленных районах существуют только за счет оставшихся сотрудников пенсионного возраста, подтвердила директор сахалинской государственной сети «Фармация» Инна Гребенева. Частично проблему удается решать за счет предоставления арендного жилья и «подъемных» средств из бюджета «Фармации». «Это довольно чувствительно для хозрасчетного предприятия. Если бы мы могли расширить меры поддержки, то специалисты поехали бы в регион», — считает она. Кардинально решить этот вопрос может принятие закона о выездных формах торговли и предоставление преференций фармработникам по аналогии с программой «Земский доктор».
Аптечный бизнес также пытается решить вопрос нехватки кадров, переучивая медсестер в фармацевтов, однако многие из них сейчас столкнулись с непредвиненными сложностями. Подробнее об этом читайте в материале «Не сестры вы нам» на стр. 1.
Регионы неоднократно обращались в правительство с просьбой рассмотреть вопрос о торговле препаратами в селах с помощью автолавок. Мобильные аптечные пункты будут наиболее полно решать вопросы лекарственной помощи для жителей отдаленных территорий, считает генеральный директор АО «Губернские аптеки» (Красноярский край) Алена Попова. Предприятие весной в очередной раз обратилось с этой инициативой в региональное Заксобрание.
«Проанализировав опыт региона, мы готовим предложения на федеральный уровень. Одним из них станет принятие федерального закона о передвижных аптечных пунктах. Это позволило бы сделать доступным лекарственное обеспечение жителей труднодоступных поселков, в которых существование стационарных аптек невозможно, — рассказал спикер краевого парламента Алексей Додатко. — Пока этот закон не принят. Будем использовать федеральную площадку, чтобы ускорить его принятие».
Предложения Гребеневой нашли отражение в резолюции конференции «Сельская аптека». Ее участники просят рассмотреть вопрос о включении в программу «Земский доктор» специалистов со средним фармацевтическим образованием, работающих в аптечных организациях сельской местности, которые участвуют в лекарственном обеспечении льготников. Президент Национальной фармпалаты Александр Апазов уже обратился в Госдуму с предложением вернуть распределение выпускников фармфакультетов, обучающихся за счет бюджетных средств, на первые два года работы.
Не хватает денег на льготников
Многие дотационные регионы испытывают нехватку средств для обеспечения льготников. «Остро нуждаются региональные льготники. Перечень ЖНВЛП единый, назначения единообразные для всех льготополучателей, но число региональных льготников намного выше. Размер финансирования региональной льготы сегодня по факту составляет 40% от расчетной потребности», — рассказала Скрипниченко.
Ситуация осложняется и за счет отказов от соцпакета федеральных льготополучателей. В результате их обеспечение препаратами ложится на плечи региона. Участники конференции предложили обязать граждан после первичного включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, получать соцпакет в течение пяти лет, и только после этого предоставлять гражданину возможность монетизации льготы.
Чтобы решить проблемы с закупками, участники конференции предлагают исключить из расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) минимальные цены на лекарственные препараты, отсутствующие в гражданском обороте у оптовых организаций на момент формирования заявки заказчиком. Сейчас при формировании НМЦК с учетом такой цены приходится до пяти-шести раз объявлять аукционы повторно из-за отсутствия заявок. Кроме того, необходимо отображать информацию о наличии лекарственного препарата в гражданском обороте у оптовых организаций в общедоступном информационном ресурсе (ГРЛС, сайт Росздравнадзора), сказано в резолюции.
Проблемы лекобеспечения льготников на примере отдаленных районов Хабаровского края:
• отсутствие скоординированных аналитических данных для планирования потребности (данные о заболеваемости в районах не коррелируют с объемами отгрузки препаратов);
• ручное управление поставками со склада предприятия, как следствие — большие затраты на транспортную составляющую;
• нет условий для надлежащего хранения дорогостоящих препаратов (в том числе по ВЗН);
• значительные финансовые потери при списании лекарств с истекшим сроком годности и из-за несоблюдения требований по перевозке и хранению.
Новые проверки
В следующем году аптеки, работающие с препаратами предметно-количественного учета (ПКУ), ждут новые проверки, сообщила Крупнова. В Постановлении Правительства РФ № 336 от 10.03.2022 (ред. от 19.06.2023) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» появилось новое контрольное мероприятие — внеплановая проверка по индикатору риска. «В настоящее время центральным аппаратом для введения единого подхода к этому контрольному мероприятию проведено две проверки в Москве и Московской области», — сообщила она.
Крупнова рассказала, как служба проводит анализ данных. «В системе МДЛП мы берем выгрузку по субъекту, определяем средний статистический объем продаж конкретного препарата. К примеру, в среднем аптека реализовывала 15 упаковок в квартал. Далее смотрим, сколько реализовала аптека в IV квартале 2022 года и I квартале 2023 года. Если цифра значительно выросла, например с 17 упаковок до 30, то мы понимаем, что аптека может нарушать обязательные требования по отпуску препаратов ПКУ», — объяснила представитель Росздравнадзора.
В московской аптеке надзорный орган увидел увеличение оборота препарата в 28 раз; в точке, расположенной в Московской области, — в 17 раз. «Индикаторы риска не являются прямым нарушением обязательных требований, но они только «подсвечивают» возможное наличие нарушений. Дальше мы проводим контрольное мероприятие, согласованное с органом прокуратуры. По факту выхода в аптеку подтверждаем наличие нарушения или опровергаем», — отметила Крупнова.
По опыту этих проверок и тех, которые провели контролирующие территориальные органы, нарушения подтвердились. Сейчас в Минэкономразвития находятся на утверждении еще четыре индикатора риска по обороту рецептурных препаратов.
«Если они будут утверждены, то это будет срез по анализу отпуска рецептурных лекарственных препаратов, конкретно по антибиотикам», — сообщила представитель Росздравнадзора.
Она добавила, что у аптек может возникнуть много проблем, связанных с отпуском препаратов по рецептам. «Для аптечных организаций, занимающихся оборотом препаратов, подлежащих ПКУ, повышается категория риска до высокой. Эти организации будут поставлены в план проверок на 2024 год, поскольку мораторий на плановые проверки на высокую категорию риска не распространяется», — сказала она.
Список аптек, подлежащих контрольным мероприятиям, будет утвержден приказом ведомства и размещен на сайте Росздравнадзора до 31 декабря 2023 года.
В резолюцию по итогам конференции был внесен пункт об отмене эквайринга. Сейчас сельские аптеки платят 1,8% банкам при проведении платежей клиентов, рассказала Инна Гребенева. Участники рынка намерены выйти на уровень федеральных органов власти с предложением отменить взимание банковской комиссии за оплату лекарственных препаратов, реализуемых аптечными организациями, ФАП, находящимися в сельской местности.