Индивидуальные предприниматели стали разменной монетой сразу в нескольких ключевых законодательных актах, принятых в 2022 году. Об этом заявляют профессиональные ассоциации, призывающие восстановить юридическое равенство в фармрознице. Необходимо снять три ограничения для ИП: невозможность открывать несколько точек, участвовать в онлайн-торговле и содержать рецептурно-производственные отделы.
Какие ограничения были установлены для ИП
О дискриминации предпринимателей в правовом поле «ФВ» рассказала исполнительный директор ААУ «СоюзФарма» Мария Литвинова. Она отметила, что, вопреки положениям ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» о равенстве аптек всех организационно-правовых форм, в действующей нормативно-правовой базе (а также в принятом в третьем чтении законопроекте № 798952-7 «О внесении изменений в часть 2 статьи 56 ФЗ «Об обращении лекарственных средств») содержатся три принципиальных ограничения деятельности аптек ИП.
Так, пп.«д» п.4 Постановления Правительства РФ № 547 от 31.03.2022, утвердившего новое Положение о лицензировании фармдеятельности, обязывает ИП вести деятельность строго по одному адресу. «Подобное ограничение не только содержит риск массового закрытия малых аптечных организаций, в особенности в сельской местности, но и вступает в противоречие с положениями ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В ст.13 данного правового акта указано на возможность наличия нескольких мест, по которым ведет свою деятельность ИП», — отмечает она. А юридическая сила закона выше юридической силы постановления, напоминает эксперт.
Второй запрет касается экстемпорального изготовления лекарственных препаратов. Согласно принятому в третьем чтении законопроекту № 798952-7 «О внесении изменений в часть 2 статьи 56 ФЗ «Об обращении лекарственных средств», предприниматели не могут изготавливать препараты. «Это приведет к закрытию рецептурно-производственных отделов в аптеках указанной организационной формы и снизит доступность фармацевтической помощи населению», — констатирует Литвинова.
С 1 сентября 2021 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 827 от 31.05.2021, снявшее ограничения по дистанционной торговле лекарственными средствами в части необходимости наличия не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности, а также по получению возможности размещать информацию о безрецептурных лекарственных препаратах на ресурсах агрегаторов. Однако индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, по-прежнему остаются исключенными из процесса дистанционной торговли лекарственными препаратами, говорит Литвинова.
По ее словам, лишение возможности ИП, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами дистанционным способом, нарушает нормы ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которыми ИП приравниваются к аптечным организациям, и не позволяет государству воспользоваться всеми положительными экономическими эффектами от ведения фармацевтической деятельности субъектами МСП.
Как предлагают восстановить справедливость
«СоюзФарма» обратилась в Госдуму и «Опору России» с просьбой рассмотреть вопрос о внесении корректив в дискриминирующие законодательные нормы.
Инициативу ассоциации по снятию ограничения на участие аптек ИП в дистанционной торговле лекарственными препаратами поддержала «Опора России», обратившись с просьбой рассмотреть ее в Министерство здравоохранения. Однако в министерстве отметили, что нормативно-правовая база данного вопроса была разработана Минэкономразвития.
«Комитет Госдумы по малому и среднему предпринимательству признал предложение по снятию указанного ограничения для аптек ИП заслуживающим внимания и сообщил о намерении продолжить работу по включению данной инициативы в действующее законодательство», — рассказала Литвинова.
С тем, что исключение предпринимателей из некоторых видов фармацевтической деятельности несправедливо, согласна исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина. Она вспоминает, что ограничение деятельности ИП началось с запрета продажи иммунобиологических препаратов. «Изготовление и доставка — элементы фармацевтической деятельности. Лишая ИП права ими заниматься, мы должны выдавать им ограничительную лицензию», — рассуждает эксперт.
Литвинова также напоминает, что в законодательстве уже существует форма работы с ограничениями — аптечный киоск. Но ИП не обязан открывать именно их, он получает полноценную лицензию на работу.
«А в действительности выходит, что мы предпринимателям даем лицензию с определенными изъятиями, — констатирует Неволина. — При этом во многих регионах есть предприниматели, содержащие полноценные аптеки, с отделами изготовления препаратов, в том числе асептических. Они уже вложили средства в эту деятельность, а теперь не могут использовать оборудование, значит, понесут прямые убытки».
Эксперт задается вопросом: почему предпринимателей «исключили» из производственной деятельности? Они получили лицензию на общих основаниях, значит, лицензионный контроль за работами ведется.
Перспективы ИП
Опросив некоторых предпринимателей, работающих в регионах, «ФВ» выяснил, что большинство из них находятся на грани рентабельности. И если изготовлением препаратов готовы заниматься лишь единицы, в дистанционную торговлю хотели бы включиться многие.
«У нас есть удаленные населенные пункты — эта услуга помогла бы оперативно обеспечивать их лекарствами, — говорит предприниматель Вера Кибалина из Забайкальского края. — На местном уровне мы готовы были бы конкурировать с такими сервисами, как Аптека.ру».
Проблем в жизнь предпринимателей добавил и запрет на открытие новых торговых точек. «Мы собирались открыть еще один пункт, но не успели до сентября. Теперь для его функционирования необходимо ООО, — поделилась Кибалина. — Тревогу вызывает и неизвестность: Росздравнадзор призывает предпринимателей, содержащих более одной аптеки, переходить в другую организационно-правовую форму собственности. Четких указаний на этот счет нет, хотя это большая работа и затраты».
Впрочем, некоторые предприниматели указывают, что дискриминация ИП на рынке существовала всегда. Это ярко проявилось, когда аптеки лишились возможности работать по ЕНВД, но и льготного режима по упрощенному налогообложению так и не добились. Не делая скидок малому бизнесу, на него накладывают ограничения, считает предприниматель Елена Терехина.
«В Приморском крае, где мы работаем, дискриминация была всегда: Росздравнадзор не разрешал лицензировать несколько аптек предпринимателям», — отмечает Терехина.
По ее мнению, совокупность законодательных мер и налогового бремени приведет к вымиранию ИП на аптечном рынке. «Пока мы пытаемся выжить. Например, находимся в процессе получения статуса социального предпринимателя, который позволит сократить ставку по упрощенному налогообложению до 1%», — резюмирует владелец аптеки.
Источник: Фармацевтический вестник