Официально опубликован документ, регламентирующий необходимые знания и навыки фармацевта, а также его трудовые функции
Уже почти пять лет, как и у провизоров имеется свой утверждённый профессиональный стандарт, в то время как у фармацевтов такового до последнего времени не было. И вот, наконец, 29 июня 2021 года Минюст РФ зарегистрировал Приказ Минтруда РФ от 31.12.2021 № 349н «Об утверждении профессионального стандарта „Фармацевт“». Он вступит в силу 1 марта 2022 г. и будет действовать до 1 марта 2028 г. Сразу же поясним, почему у документа именно такой срок действия. Эту тему регулирует статья 3 «Действие обязательных требований» Федерального закона от 31.07.2020 № 247‑ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ». Часть 4 этой статьи гласит, что нормативно-правовым актом Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, содержащим такие требования, должен предусматриваться срок его действия, не превышающий 6 лет со дня его вступления в силу.
Долгий путь к утверждению
Профстандарт «Фармацевт» разработали: Российский союз промышленников и предпринимателей (ответственная организация), Ассоциация «Аптечная гильдия», Союз фармработников «Национальная Фармацевтическая Палата», Российский университет дружбы народов и Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Путь к его утверждению был долгим — в первый раз на общественное обсуждение он был вынесен ещё в конце 2016 г. Мы уже дважды поднимали эту тему на страницах нашего журнала: в статье «Фармацевт на пятёрку» и в интервью с исполнительным директором Союза «Национальная Фармацевтическая Палата» и Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия» Еленой Неволиной.
Структура профстандарта
Документ, который мы обсуждаем, имеет табличную структуру, аналогичную той, по которой выстроен профстандарт «Провизор». В разделе I профстандарта «Фармацевт» указаны общие сведения, а именно: наименование вида профдеятельности и его цель, а также отнесение к видам экономической деятельности с указанием кодов их общероссийского классификатора (ОКВЭД). В разделе II перечислены десять трудовых функций (ТФ) фармацевта, объединённые в три группы, которые названы «обобщёнными трудовыми функциями».
Первая группа, «Розничная торговля лекарственными препаратами и их отпуск», включает следующие ТФ:
1)
подготовка помещений фарморганизации для осуществления
фармдеятельности;
2) фармацевтическое консультирование;
3) розничная торговля лекарственными препаратами (ЛП)
и отпуск ЛП и товаров аптечного ассортимента (ТАС);
4) оформление документации по учёту реализации ЛП;
5) приёмочный контроль;
6) хранение лекарственных средств (ЛС) и ТАС.
Эта группа — самая главная для большинства аптечных организаций (назовём её «общеаптечной»). Для тех из них, кто работает с экстемпоральной рецептурой, важна ещё вторая группа «Изготовление ЛП в условиях аптечных организаций и ветеринарных аптечных организаций». Она включает две ТФ: изготовление ЛП по индивидуальным назначениям медработников и требованию медицинских/ветеринарных организаций, а также оформление документации по изготовлению ЛП. Ещё одна группа актуальна для фармдистрибьюторов. Здесь мы тоже имеем две ТФ: работа с потребителями по приёму и обработке заявок на ЛС и поставка ЛС.
Какие знания нужны фармацевту
Остальная часть профстандарта «Фармацевт» представляет собой таблицу, где по каждой ТФ перечислены трудовые действия, необходимые умения и знания, а также другие характеристики, которые должны составлять профессиональный багаж фармацевта. Слово «должны» в данном случае употреблено не ради красного словца. На основании норм статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 квалификационные требования к фарм- и медработникам носят не рекомендательный, а обязательный характер. Неосуществление этих действий, отсутствие этих навыков и умений — прямой путь к нарушению КоАП с вероятным административным наказанием, не говоря уже о возможных санкциях со стороны работодателя.
Теперь несколько цифр. По первой, общеаптечной группе трудовых функций фармацевт должен осуществлять 43 трудовых действия, обладать 34‑мя профессиональными умениями и 65‑ю видами знаний. По второй группе ТФ (изготовление ЛП в условиях аптечных организаций) трудовых действий — 17, необходимых умений — столько же, необходимых профессиональных знаний — 26. Третья группа ТФ, касающаяся фармдистрибьюторов имеет следующие показатели: 14, 19 и 19 соответственно.
Документы для посетителей
Акцентируем внимание на тех положениях профстандарта, которые содержат новизну. В частности, привлекает внимание первая ТФ, обозначенная как «Подготовка помещений фарморганизации для осуществления фармдеятельности». В профстандарте «Провизор» она отсутствует. В рамках этой ТФ фармацевту полагается знать положения законов, приказов и постановлений, регулирующих обращение ЛС и товаров аптечного ассортимента, включая правила их хранения, ценообразования, предпродажной подготовки ТАС, инструкции по санитарному режиму, требования охраны труда, пожарной безопасности, действия при чрезвычайных ситуациях.
Среди трудовых действий этой ТФ привлекает внимание «Проверка наличия необходимых документов на рабочем месте фармацевта». При этом не уточнено, какие документы имеются в виду. Отметим для начала, что речь в данном случае не идёт о законодательных и нормативно-правовых актах, иначе их так бы и назвали. Хотя не подлежит сомнению, что первостольник должен иметь простой и прямой доступ ко всем нормам фармзаконодательства, имеющим отношение к аптечной деятельности — иначе как гарантировать наличие необходимых знаний, записанных в профстандарте? За всеми нормами не уследишь, к тому же что‑нибудь нет-нет да и забудешь.
Содержание этого трудового действия поясняет Елена Неволина, один из разработчиков профстандарта: «Здесь в первую очередь имеется в виду информационное обеспечение посетителей, которые, например, нередко желают удостовериться в качестве приобретаемого ЛП. Фармацевт обязан помочь им получить с сайта Росздравнадзора выписку о вводе препарата и конкретной его серии, в гражданский оборот, что и является подтверждением качества».
Елена Неволина напоминает также о необходимости обеспечения доступа потребителей к информации, касающейся ценообразования на ЖВНЛП (в бумажном или электронном виде), подчёркивая, что аптека должна быть клиентоориентированной. К этому можно добавить право потребителя быть информированным о наличии препаратов нижнего ценового сегмента, недавно утверждённое в нашем законодательстве.
Важно подчеркнуть, что ключевым элементом рабочего места фармацевта давно уже является его компьютер, подключённый к интернету. Поэтому соблюдение трудового действия по наличию необходимых документов можно обеспечить электронным способом (если только потребителю не потребуется распечатка документа).
Например, в случае желания посетителя удостовериться в качестве приобретаемого ЛП, можно помочь ему зайти по вышеприведённой ссылке на сайт Росздравнадзора, ввести в расширенном поиске торговое наименование, номер серии, название производителя (и т. д.) и через долю секунды получить требуемую информацию. А то ведь до сих пор многие потребители не знают, что бумажные сертификаты качества ушли в прошлое. Более того, попадаются и первостольники, которые в ответ на просьбу показать такой сертификат отвечают: «я попрошу его у заведующего/начальства, приходите завтра».
Разумеется, первостольник должен сказать, что сейчас действует другой порядок, и что лекарственные препараты теперь не сертифицируются, а вводятся производителем в гражданский оборот через государственную систему подтверждения их качества, подчёркивает Елена Неволина. И он должен добавить: «Я вам сейчас дам выписку из реестра, посредством которой Росздравнадзор подтверждает качество и нахождение в гражданском обороте интересующего вас препарата». Информацию для потребителя о том, как самостоятельно получить справку на сайте Росздравнадзора, можно вывесить в аптечном зале.
О первой помощи
В трудовой функции «Фармацевтическое консультирование», помимо закономерных для него трудовых действий, знаний и умений, можно обнаружить знание о перечне состояний, при которых оказывается первая помощь, и умение их определять. В связи с этим хотелось бы осветить подзабытый многими вопрос — обязаны ли вообще фармработники оказывать первую помощь? Вопрос не праздный — к сожалению, нередко случается, когда человеку в аптеке или недалеко от неё становится плохо.
Эта тема регулируется статьёй 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», и с вышеупомянутым перечнем состояний можно ознакомиться в Приложении № 1 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 № 477н. К ним относятся, например, отсутствие сознания, остановка дыхания и кровообращения, наружные кровотечения, инородные тела в верхних дыхательных путях, травмы, ожоги, отморожения и отравления.
В пункте 1 статьи 31 Закона № 323‑ФЗ указано, что первая помощь оказывается гражданам лицами, обязанными её оказывать согласно законодательству и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел, представителями Государственной противопожарной службы, спасателями. Пункт 4 той же статьи сформулирован следующим образом: «Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков».
Таким образом, подытоживает Елена Неволина, фармработники в этой статье закона отдельно не упомянуты; значит, обязательства оказывать первую помощь они не несут. Они могут быть теми самими «другими лицами» пункта 4 (при наличии специальной подготовки), однако в любом случае в нём речь идёт о праве, а не об обязанности. Поэтому эта тема включена разработчиками профстандарта в знания и умения, но не прописана в трудовых действиях по ТФ «Фармконсультирование».
Выделим также в ТФ «Фармацевтическое консультирование» умение предупреждать конфликтные ситуации с потребителями, пользоваться приёмами эффективных коммуникаций с ними (а также с коллегами), и строить профессиональное общение с соблюдением делового этикета и фармацевтической деонтологии. Новые времена — новые действия и умения, поэтому не обошлось без включения в ТФ «Приёмочный контроль» трудового действия о регистрации ЛП в системе мониторинга их движения, проще говоря, маркировки.
Не за горами тот день
Есть вероятность, что профстандарт «Фармацевт» прослужит нам не 6 лет, а намного меньше. Елена Неволина рассказывает, что команда разработчиков обрела необходимый опыт в работе над первыми в своём роде профстандартами «Провизор» и «Фармацевт».
«Благодаря этому опыту, пока профстандарт «Фармацевт» проходил согласование Минздрава, мы пришли к выводу, что при создании документа такого рода надо отталкиваться не от должности, а от функции. Поэтому мы в инициативном порядке начали работу над новым профстандартом — уже не провизора или фармацевта, а фармработника, в котором будет указано, кто какие функции и действия должен исполнять. И кстати, помимо всего прочего, мы благодаря новому профстандарту уйдём от необходимости наличия двух сертификатов у заведующего аптекой, если он хочет иногда осуществлять работу первостольника», — поясняет Елена Неволина.
Что ж, эта работа в любом случае своевременна, особенно если учесть, что профстандарту «Провизор» уже около 5 лет, и скоро пойдёт последний, шестой год его действия. По словам Елены Неволиной, вступление в силу нового «профстандарта фармработника» возможно уже 1 сентября 2022 г. Если всё так, то не за горами тот день, когда абсурдная ситуация, не позволяющая заведующему подменить первостольника, наконец закончится. А о новом профстандарте — семь футов ему под килем — мы поговорим на этапе общественного обсуждения.
Источник: Катрен Стиль. Выпуск: №208, май 2021