2020: между «короной» и маркировкой

Главные положительные и отрицательные события года в фарме по мнению экспертов отрасли и участников рынка

Традиционно в декабре корреспондент нашего издания беседует с отраслевыми экспертами о главных событиях уходящего года. На этот раз мы решили задать вопросы не только аналитикам рынка и специалистам по законодательству, но и представителям объединений аптек. Это позволит взглянуть на ситуацию с разных сторон — как с высоты глобальной рыночной оценки, так и изнутри — «с передовой». Мы постараемся оценить действия регуляторов в этот сложный период, а также узнаем, что в нынешнем состоянии отрасли беспокоит наших комментаторов больше всего. Кроме этого, мы предоставим им возможность предложить всего одно, но, с их точки зрения, самое насущное для отрасли решение для реализации в 2021 году.

Наши респонденты:

Николай Беспалов, директор по развитию Аналитической компании RNC Pharma, эксперт по фармаэкономике

Виктория Преснякова , исполнительный директор СРО «Ассоциация независимых аптек»

Наталья Назаренко, президент Ассоциации «Фармацевтическое содружество» (Приморский край)

Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия», соавтор Правил надлежащей аптечной практики

Проблема и боль фармы

«Катрен Стиль»: Назовите, пожалуйста, самое неудачное, на ваш взгляд, регуляторное решение года?

Николай Беспалов: Безусловно, это решение о старте системы МДЛП без должного тестирования и проработки всех возможных рисков. Это негативное событие большого масштаба, которое привело к дефициту, проблемам с рентабельностью, огромной нагрузке на всех участников системы товародвижения и другим последствиям.

Виктория Преснякова: Однозначно, это введение с 1 июля обязательной маркировки на фоне мирового «ковидного кризиса». В период, когда доступность лекарств для населения в мире приобретает чрезвычайную важность, у нас была внедрена сложная, недостаточно апробированная система мониторинга движения препаратов, которая отрицательно повлияла на эту самую доступность. Фармацевтическое сообщество неоднократно предупреждало о негативных последствиях этого неверного решения, но нас не услышали.

Наталья Назаренко: Я бы отметила два таких решения. Во-первых, преждевременное введение обязательной маркировки вопреки предупреждениям участников рынка. Сейчас это основная проблема и боль специалистов сферы лекарственного обращения. Второе неудачное решение, на мой взгляд — мораторий на аккредитацию и сертификацию специалистов. Проведение аккредитации летом было бы менее проблематичным, чем в осенне-зимний период, а сертификационный экзамен можно было бы допустить в дистанционном формате. Мораторий породил неясную ситуацию для всех участников процесса: выпускников, работающих фармспециалистов, учреждений фармобразования, членов аккредитационных комиссий.

Елена Неволина: Это, пожалуй, действовавшее несколько дней Постановление № 431 (от 03.04.2020), которое ввело ограничения на торговлю медицинскими масками и перчатками, а также другими медицинскими изделиями. В частности, оно установило предельный размер розничной надбавки к ценам на них — не более 10 копеек за единицу товара. На мой взгляд, прецедент ручного регулирования розничной наценки, применённый исключительно в отношении аптек в период пандемии, был тревожным знаком, тем более что у нас уже имеется механизм государственного регулирования цен на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП.

А теперь — о хорошем!

«Катрен Стиль»: Назовите, пожалуйста, самое позитивное регуляторное решение года?

Николай Беспалов: Во-первых, стоит назвать решение о возможности индексации цен на препараты перечня ЖНВЛП. Это системное решение, которое должно кардинально изменить ситуацию с доходностью производства отдельных лекарственных наименований и предотвратить возникновение дефицита. Увы, оно было принято только по факту возникновения тяжёлых перебоев в производстве ряда препаратов, в том числе для лечения онкологических заболеваний. Но то, что это всё‑таки сделано — большое достижение.

Второе по значимости решение — создание механизма ускоренной регистрации лекарственных препаратов, который может работать в форс-мажорных условиях, в частности, в условиях пандемии. Было бы рационально распространить его также на случаи, когда российская система здравоохранения заинтересована в препаратах, которые по тем или иным причинам не выходят на наш рынок.

Виктория Преснякова: Год был не очень богат на позитив, так что, пожалуй, в ответ на ваш вопрос я бы назвала ноябрьское Постановление № 1779, которое упрощает порядок работы с ГИС МДЛП — в частности, позволяет аптекам ограничиться уведомлением системы. Хотелось бы отметить, что оно было принято в кратчайшие сроки и хоть как‑то облегчило сложную ситуацию, в которой оказались аптечные организации, фармработники, а вместе с ними и потребители лекарств.

Наталья Назаренко: Проект систематизации обязательных требований и отмены устаревших норм в сфере обращения лекарственных средств («регуляторная гильотина»).

Елена Неволина: Если исходить из того, что я выделила Постановление № 431 в качестве самого неудачного регуляторного решения года, то самым позитивным можно назвать отменившее его вскоре Постановление № 500 (от 13.04.2020).

Тревожный тренд года: почему закрываются аптеки?

«Катрен Стиль»: По данным ряда отраслевых аналитиков, в 2020 г. темпы роста числа аптечных объектов в стране уменьшились, а в некоторых регионах даже наблюдалось абсолютное уменьшение их количества. Почему это происходит?

Николай Беспалов: Количество аптечных объектов в РФ росло до марта 2020 г., когда оно достигло 69070. Потом началась пандемия, последовали ограничительные меры, а затем «в полный рост» встала проблема снижения доходов населения, приведшая к падению спроса, запустилась маркировка, и, одновременно с её запуском, стало невозможно применять специальные режимы налогообложения.

И здесь не было бы ничего критичного (потому что можно было работать на остатках немаркированной продукции, благо запасы были сделаны), но в сентябре началась вторая волна пандемии, случились перебои в работе системы МДЛП, возник ажиотаж, резко вырос ситуативный спрос, вследствие чего запасы немаркированного товара иссякли за месяц с небольшим. Причём, если ажиотажный спрос касается относительно небольшой группы препаратов, имеющих отношение к COVID-19, то падение спроса из‑за сокращения доходов населения, носит всеобщий характер.

В итоге к сентябрю в РФ уже работала всего 67 261 аптека — это примерно уровень июня 2019 г. Плюсов здесь я не вижу, физическая доступность розничной инфраструктуры ухудшается, особенно это касается регионов с низкой плотностью населения и его невысокими доходами. Все разговоры об излишнем количестве аптек в стране всегда следует рассматривать в региональном контексте. По этому показателю у нас немало проблемных регионов, которые сейчас как раз страдают первыми.

Виктория Преснякова: Я бы добавила следующие факторы. Когда в начальный период пандемии были введены карантин и другие ограничительные меры, далеко не у всех аптек это обернулось увеличением продаж. Те из них, которые стояли на «красных линиях прибыльности», находились на вокзалах и в аэропортах, ушли в этот период «в минус». Не забудем также чрезмерную зарегулированность отрасли, проверочный пресс, административное давление — это тоже внесло свою лепту.

Что касается оценки тенденции в целом, то для периферийных, отдалённых, труднодоступных регионов она имеет негативный характер. Если там закрывается аптечная точка, то она вряд ли будет восполнена — федеральные сети туда не спешат по причине сомнений в рентабельности. В итоге мы можем получить усугубление проблемы доступности лекарственных препаратов в таких регионах.

Наталья Назаренко: Я считаю снижение темпов роста и уменьшение числа аптек тревожной тенденцией. Если бы это был естественный процесс, и закрывались бы только неэффективные аптечные организации (неудачное расположение, непродуманные бизнес-стратегии, другие субъективные причины), — тогда другое дело. А нынешняя ситуация свидетельствует о сложности работы в отрасли, проблемах в экономике в целом, несовершенстве законодательства и т. д.

Елена Неволина: Разумеется, здесь сыграли роль потеря возможности применения специальных налоговых режимов и внедрение системы МДЛП, из‑за чего некоторые аптекари могли в этом году уйти с рынка, а другие просто не войти в него. Но среди причин я бы выделила ещё COVID-19 и локдаун. В условиях локдауна открыть новый объект было очень проблематично. Несмотря на то, что формально лицензионные проверки не прекращались, сбор документов для них был крайне затруднителен. Поэтому значительное снижение темпов роста и падение общего числа аптек (например, во втором квартале года) закономерно.

Спокойно о неспокойном

«Катрен Стиль»: Что вас больше всего беспокоит в текущей ситуации в отрасли?

Виктория Преснякова: Во-первых, текущая ситуация, связанная с обязательной маркировкой и переход в связи с ней с ЕНВД на иные системы налогообложения (это, в первую очередь, касается региональных аптек, которые мы представляем). Аптечные организации понесли большие затраты в связи с внедрением системы МДЛП. Всё это увеличивает нагрузку на аптеки, и не все смогут её вынести.

Беспокоят также недостатки регулирования. К сожалению, у нас нет единого центра управления отраслью, вследствие чего нет и эффективной регуляторной политики. Мы частично подконтрольны Минздраву, частично — Минпромторгу, который не всегда в должной мере учитывает нашу социальную функцию. В результате мы довольно часто наблюдаем недостаточно продуманные регуляторные решения, которые наносят ущерб не только отрасли, но и, в первую очередь, интересам потребителей.

Наталья Назаренко: Невыносимые условия для ведения фармдеятельности для малых и средних предпринимателей, обеспечивающих лекарствами население в регионах.

Елена Неволина: Среди основных наших беспокойств — исход «регуляторной гильотины». В частности, процедурные стороны работы над новыми нормативными документами. Некоторые из них идут сейчас в авральном порядке, и мы начали сталкиваться с тем, что в их итоговой редакции присутствуют нормы, которые на заседаниях рабочей группы по фармацевтическому законодательству не обсуждались.

Могу привести пример. В Правилах розничной торговли неожиданно для нас появился пункт о запрете дистанционной торговли БАД. Поскольку часть витаминных препаратов зарегистрированы через Роспотребнадзор как БАД, то этот запрет распространится и на них, что создаст проблемы для потребителей при онлайн-заказе и доставке этих позиций.

Меняем отрасль к лучшему

«Катрен Стиль»: Гипотетическая ситуация. У вас в 2021 г. появляется возможность принять одно решение, наиболее необходимое для отрасли. Что бы вы изменили/предприняли?

Николай Беспалов: Если поддаться фантазии, надо бы конечно перенести старт системы МДЛП, провести тестирование её работоспособности и после стабилизации эпидемиологической обстановки спокойно заняться её внедрением.

Виктория Преснякова: Нашим предложением является приостановка системы МДЛП и затем её поэтапное внедрение, но только после надлежащего обсуждения всех проблем и тестирования системы на всех этапах. Все процедуры и процессы, по которым имеются вопросы, должны быть ясно прописаны. Уведомительный характер, который действует в системе с ноября, это, конечно, облегчение, но при нём теряется её цель — отслеживание движения препаратов на всех уровнях.

Второе пожелание — создание единого центра управления отраслью, о котором я говорила выше. Необходима чёткая вертикаль управления. Вся ситуация должна рассматриваться в комплексе и взаимосвязи, учитывая, в первую очередь, консолидированное мнение аптечного сообщества.

Наталья Назаренко: Непростой вопрос… Я придаю большую важность мерам по сохранению малого и среднего предпринимательства. Таким, как введение новых альтернативных систем налогообложения, с дифференцированным подходом и понижающими коэффициентами, учитывающими различные факторы. В частности, социальную функцию аптечной организации и степень её социальной нагрузки (например, занимается ли она льготным обеспечением или нет), расположение объекта, количество сотрудников, площадь торгового зала, и т. д.

Очень нужны изменения в части солидарной ответственности всех участников лекарственного обращения и здравоохранения, а не только аптек и аптечных работников, до которых проще дотянуться надзорным органам. Речь идёт, например, о соблюдении минимального ассортимента, назначении лекарственных препаратов и т. д. Кстати, гнёт надзора — одна из причин ухода небольших аптечных организаций с рынка, идёт массовое профессиональное выгорание.

Кроме того, требуется единый компетентный орган по управлению чрезвычайно тонкой и требующей высокого уровня специальных знаний сферой лекарственного обращения, как говорится, «от и до». Сейчас на этой ниве находятся Минздрав, Минпромторг, ряд других ведомств. При этом аптеки по большому счёту предоставлены сами себе.

Елена Неволина: Мне бы хотелось, чтобы аптеки (особенно в таких чрезвычайных ситуациях, как пандемия) воспринимались не просто как место, где можно беспорядочно скупать всевозможные, в том числе рецептурные препараты (без надлежащего назначения), а как полноценная часть системы здравоохранения, где можно получить квалифицированную лекарственную помощь.

От редакции:

В качестве вывода остаётся пожелать всем коллегам, чтобы 2021 год прошёл под эгидой восстановления сил и совершенствования отрасли. Настройка системы маркировки, упорядочивание разрозненного законодательства благодаря «регуляторной гильотине» и оздоровление бизнес-процессов после шока отмены ЕНВД — все эти ожидания вполне достойны, чтобы превратить их в новогодние желания, которые обязательно сбудутся!

Источник: журнал “Катрен-стиль”, Выпуск: №203, декабрь 2020