Не ради коммерции

Обычные потребители лекарств ощущают изменения, происходящие на фармацевтическом рынке, приходя в аптеку. Новые препараты то появляются, то исчезают с полок, хорошо знакомые старые то растут в цене, то пропадают навсегда — и все это во многом зависит от изменений в нормативных документах. Как регуляторные акты влияют на интересы россиян, «РГ» рассказал президент Национальной фармацевтической палаты Александр Апазов.

А.Д.Апазов, президент Союза “Национальная Фармацевтическая Палата”

Александр Дмитриевич, какие регуляторные инициативы в ближайшее время существенно повлияют на аптечный рынок? Есть ли опасения для потребителей лекарств?

Александр Апазов: Сейчас все регуляторные инициативы направлены на какие-то мелкие вопросы, но уследить за всеми изменениями законодательства, между которыми зачастую не прослеживается взаимосвязь, довольно сложно. На мой взгляд, не хватает главного. Сегодня аптечная система превращена в торговую сеть, у которой одна цель — получение прибыли. А ведь ее главная задача состоит в том, чтобы обеспечить лечебный процесс, без лекарств его просто не будет. Лекарство — это не товар, аптеки — не торговые компании, они являются составной частью системы здравоохранения. И это отражено в Законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Национальная фармацевтическая палата считает, что количество аптек должно регулироваться — либо по территориальному признаку, либо должно рассчитываться в зависимости от количества обслуживаемого населения. А сейчас аптеки — практически на каждом углу, в городах их значительно больше, чем нужно.

Среди новых технологий, которые приходят сейчас на фармрынок и, безусловно, его изменят, — предстоящее внедрение маркировки лекарственных препаратов. Повлияет ли это на потребителей?

Александр Апазов: Думаю, это правильный шаг, и его надо сделать. И если есть аптеки, которые сегодня не готовы соблюдать нормативные требования, то они в результате отпадут, и никому от этого хуже не станет. Но не сомневаюсь, что могут найтись люди, которые и тут найдут лазейку, чтобы обойти эту самую маркировку, однако это будет уже сложнее и дороже. Хочется надеяться, что в таком случае они, может быть, уйдут на другое «поле чудес». Думаю, что маркировка обязана провести санацию розничного аптечного рынка. Однако надо иметь в виду, что для потребителей цена лекарств все-таки изменится — подорожание составит, как мы посчитали, больше чем рубль на упаковку. Возможно, надо предусмотреть какие-то меры компенсации для социально незащищенных категорий, и здесь может помочь внедрение системы лекарственного страхования.

Как инициатива председателя правительства, получившая название «регуляторная гильотина», повлияет на регулирование аптечной деятельности?

Александр Апазов: Эта инициатива позволит убрать многое, что мешает аптекам работать. За последние годы у них накопились сотни различных нормативных документов. Новый приказ создавался — старый не отменялся, и он продолжает действовать. И если у контрольно-надзорных органов будет целью не проверить реальную работу, а найти какое-нибудь нарушение, они всегда могут это сделать.

Как повлияет законопроект о регулировании он-лайн торговли лекарственными препаратами, который активно обсуждается в экспертном сообществе и сейчас готовится ко второму чтению, на аптечный рынок?

Александр Апазов: Это может быть мое чисто профессиональное мнение, но оно таково: измениться должны не только наши законы, но и общество в целом, так как разрешение дистанционной торговли может открыть лазейку всякого рода нечистоплотным людям.
У нас более 60 тысяч аптек, а в системе Росздравнадзора не так много людей, чтобы обеспечить полный контроль за всеми участниками этого рынка. И кроме того, это означает, что и сами граждане должны быть готовы брать на себя ответственность за свое здоровье.

А насколько аптеки готовы включаться в онлайн торговлю? Какими тут должны быть ограничения?

Александр Апазов: Национальная фармацевтическая палата свою точку зрения по этому вопросу высказала: перед тем, как разрешать дистанционную торговлю, нужно полностью проработать механизмы ее контроля, чтобы максимально обезопасить потребителя. В лекарстве можно легко перебить срок годности, например. Если человек сможет проверить это в той же системе маркировки с помощью мобильного приложения, то хорошо. А если это пожилой человек, который не разбирается в современных гаджетах? А кто будет отвечать, если увеличится неправильный прием лекарств или вырастут осложнения от их применения? И кто будет искать мошенников, которые захотят торговать поддельными лекарствами через интернет под видом поставки из-за рубежа? Вопросов пока остается много.

Татьяна Батенёва

Фармацевтика, Российская газета, 15 октября 2019 вторник №231 (7989)