Второй Съезд членов Союза «Национальная Фармацевтическая Палата»

19 апреля 2018 года в Москве состоялся 2-ой Съезд Союза «Национальная Фармацевтическая Палата».

РЕЗОЛЮЦИЯ Второго съезда Союза «Национальная Фармацевтическая Палата»

  1. Признать работу Союза «НФП» удовлетворительной.
     
  2. Утвердить отчет Совета Палаты и Исполнительного директора Союза «НФП» за 2016 – 2017 гг. Утвердить финансовую отчетность Союза «НФП» за 2016 – 2017 гг.
     
  3. Подготовить и направить Президенту РФ Обращение участников Второго съезда Союза «НФП» о недопустимости предоставления права продажи безрецептурных лекарственных препаратов торговым организациям без получения лицензии в установленном законодательством порядке.
     
  4. Подготовить повторное обращение в Министерство экономического развития России (ответственный ФОИВ за ведение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), заручившись поддержкой Министерства здравоохранения России,  по вопросу отнесения аптечных организаций в раздел «Здравоохранение и предоставление социальных услуг».
     
  5. Подготовить обращение в Министерство здравоохранения России о необходимости обязательного создания и ведения регистра фармацевтических работников.
     
  6. Продолжить работу по предоставлению, на уровне субъектов Российской Федерации, преференций аптечным организациям, осуществляющим деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечни № 2 и 3 и внутриаптечное изготовление лекарственных средств.
     
  7. Ходатайствовать перед Министерством здравоохранения России о внесении изменений в приказ Минздрава от 8.10.2015 года №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
     
  8. Просить Министерство здравоохранения России поддержать позицию профессионального и научно-педагогического фармсообществ об установлении срока обучения в ординатуре по специальностям, относящимся к фармацевтической деятельности, 1 год.
     
  9. Ходатайствовать перед Министерством здравоохранения России об исключении из номенклатуры должностей специалистов со средним профессиональным (фармацевтическим) образованием (средний фармацевтический персонал), утвержденных приказом Минздрава  России от 20.12.2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» наименований должностей: младший фармацевт; старший фармацевт.
     
  10.  Ходатайствовать перед Министерством здравоохранения России о разработке и   утверждении алгоритма работы по  отпуску лекарственных средств по неправильно выписанным рецептам на лекарственные препараты, отпускаемые за полную стоимость.
     
  11.  Предложить профильным ассоциациям совместно разработать и утвердить этические кодексы поведения фармацевтических компаний по взаимодействию с аптечными организациями по фармацевтическому консультированию и проведению обучающих мероприятий по этому вопросу.
     
  12.  Просить Министерство здравоохранения России рассмотреть вопрос о целесообразности создания системы официального доведения объективной информации о различных аспектах применения лекарственных средств до медицинских работников и граждан.
     
  13. Изучить международный опыт функционирования больничных аптек, их вклад в лечебный процесс, сформулировать и внести предложения Минздраву России по совершенствованию нормативной базы по этому вопросу.
     
  14. Ускорить решение вопроса по изготовлению детских и гериатрических лекарственных форм из зарегистрированных лекарственных препаратов (в случаях отсутствия аналогичных зарегистрированных субстанций) в производственных аптечных организациях.
     
  15.  Внести предложения Минздраву России об организации выездной формы отпуска  лекарственных препаратов в населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации и ФАПы.
     
  16.  Обратиться в Министерство здравоохранения России по вопросам внесения необходимых изменений в Надлежащую аптечную практику и в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» по ограничению совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого аптечным организациям производителями и поставщиками в связи с приобретением ими определенного количества лекарственных средств и медицинских изделий, а также платы за оказание услуг по продвижению лекарственных средств и медицинских изделий, услуг по подготовке, обработке и иных подобных услуг пятью процентами от цены приобретения лекарственных средств и медицинских изделий.
     
  17.  Обратиться с инициативой о внесении изменений в нормативно-правовые акты по вопросу привлечения производителей к ответственности за нарушение ст.74 ФЗ №323-ФЗ в отношении фармацевтических работников в части заключения маркетинговых договоров, направленных на увеличение объема продаж конкретных наименований лекарственных препаратов.
     
  18.  Обратиться в Минздрав России с предложением – дополнить Перечень документов для регистрации лекарственных средств  обязательным листком-вкладышем о ЛС  для покупателя.
     
  19.  Проработать вопрос об обязательности членства профессионалов – физических лиц, осуществляющих фармацевтическую деятельность, в профессиональных некоммерческих организациях.  
     
  20.  Обратиться в Министерство здравоохранения России с предложением добавить в Государственный реестр лекарственных средств наименование препарата по МНН или группировочному (химическому) наименованию на латинском языке.
     
  21.  Предложить российским профессионалам фармацевтической отрасли присоединиться к празднованию Международного Дня фармацевта 25 сентября.
  22. Поддержать разработку Советом по профессиональным квалификациям в области фармации  отраслевой рамки квалификаций.

Презентации:

____________________________

На сайте katrenstyle.ru состоялась онлайн-трансляция II Съезда Союза «Национальная Фармацевтическая Палата». Видео в режиме реального времени посмотрели более 1300 человек. Видео-запись можно посмотреть по ссылке 

____________________________

Итоги Второго съезда Союза «Национальная Фармацевтическая Палата»

В Москве состоялся Второй съезд Союза «Национальная Фармацевтическая Палата». Одновременно осуществлялась прямая видеотрансляция его работы.  Организаторам важно было не только проинформировать участников об итогах двухлетнего периода деятельности НФП, но и обсудить актуальные вопросы и «болевые точки», требующие оперативного вмешательства профессиональной организации, определить программу действий.

Съезд открыл Президент Союза НФП Апазов А.Д. После краткого обзора выполнения решений 1 Съезда, он проинформировал о  новом вызове, брошенном фармацевтической отрасли Минпромторгом – несмотря на отрицательное заключение по результатам публичного обсуждения законопроекта о продаже лекарственных препаратов в продуктовом  ритейле, ведомство подготовило обновленный проект документа, в котором по-прежнему  содержится предложение о продаже безрецептурных ЛС в торговых организациях, но уже без получения лицензии на фармацевтическую деятельность. Участники Съезда единодушно поддержали позицию НФП о необходимости противодействия принятию данного законопроекта, закрепив это в резолюции.

В докладе Апазова А.Д. нашли отражение и другие острые темы: о недобросовестной конкуренции в профессии, связанной с бесконтрольным ростом количества аптечных организаций и обеспеченностью их фармспециалистами, недостаточным развитием системы фармаконадзора; о контроле за исполнением врачами правил выписки рецептурных препаратов и отпуском их в аптеках; об участии НФП в системе непрерывного фармацевтического образования и др.  

С приветственным словом к участникам съезда обратился Сергиенко В. И., председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности. Он поздравил специалистов фармацевтической отрасли  с открытием Второго съезда НФП. Пожелал всем крепкого здоровья, успехов в работе, сил и упорства в преодолении «продуктового лобби», отстаивании интересов всех граждан РФ иметь право на здоровье, на здоровый образ жизни, на доступные и качественные лекарства.    

Заместитель директора Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Семечева С.В. отметила роль НацФармПалаты  в подготовке нормативных актов, касающихся разных аспектов фармацевтической деятельности,  а также заверила, что позиция Министерства по законопроекту Минпромторга остается прежней – он не будет поддержан. Далее представитель  Минздрава ответила на вопросы участников съезда: о сроках предоставления Росздравнадзору права контрольной закупки,  о дистанционной торговле ЛС, о внесении изменений в Правила НАП; о разъяснительной  работе с врачами по выписке рецептов и т.д.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Мурашко М.А. сообщил о том, что важнейшим направлением работы в 2018 году будет являться совершенствование информационных систем и внедрение цифровых технологий в деятельность Росздравнадзора. И это не только решение вопросов маркировки, но и выстраивание современных методов коммуникации с пациентами и профессиональными участниками процесса обращения лекарственных средств. Планируется разработать соответствующее мобильное приложение, и не одно, с помощью которых можно будет оперативно получать обращения и жалобы от граждан, заниматься профилактикой нарушений. Это – дополнительный инструмент контроля безопасности лекарственных средств. Глава ведомства признался, что его настораживает низкая степень информирования фармкомпаниями о нежелательных побочных эффектах применения препаратов. На этапе регистрации ЛС от производителя поступает только около 5 % информации, а остальное выясняется уже после его выхода на рынок. Однако и после новых клинических испытаний компании медлят с внесением изменений в инструкции о выявленных побочных действиях препарата. Только за 1 квартал 2018 г. Росздравнадзор выписал более 600 предупреждений по данному вопросу. Поэтому Служба   обратилась в Госдуму  с законопроектом, ужесточающим ответственность фармпроизводителей за несвоевременное внесение изменений в инструкции по применению ЛС. Это могут быть как денежные штрафы, так и приостановление оборота препарата и изъятие его с рынка.
Далее Мурашко М.А. высказал свою позицию по ряду вопросов, заданных участниками Съезда: о выписке врачами рецептов, об ответственности дистрибуторов, о дистанционной торговле, о ценообразовании, о количестве аптек, о помощи в техническом оснащении аптек в удаленных регионах, о  взаимодействии системы маркировки с системой качества, об организации  работы по информированию населения и др. 
Большие надежды глава Росздравнадзора Мурашко М.А. возлагает на активное освоение Службой такого формата, как инспекционные визиты, главной целью которых является предупреждение организации о выявленных нарушениях при оказании медицинской или  лекарственной помощи, а не наказание за них.

Тему совершенствования гос.контроля в сфере обращения лекарственных средств продолжила начальник Управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Крупнова И.В. В настоящее время, в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности и  гармонизации с международными стандартами,  ведется большая работа по пересмотру и изменению нормативных актов, а, зачастую, и  созданию новых. Какие требования должны оставаться обязательными при контроле, а что является излишним? На этапе подготовки проектов документов важна обратная связь от профессионального сообщества во главе с НацФармПалатой. Ведомство стремится к тому, чтобы законодательные акты и содержащиеся в них требования были более понятными для участников фармрынка. Ведь, как констатировала Крупнова И.В., Росздравнадзор по результатам проверок не видит улучшения в снижении количества нарушений.  По итогам госконтроля в 2017 г. они выявлены в 67% организаций,  и докладчик наглядно представила структуру основных нарушений и соответствующих мер административного воздействия. В 2017 г. Росздравнадзор впервые реализовал новую меру административного наказания для юр.лиц и ИП, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, – вынесение предупреждения за нарушения, совершенные впервые, при условии отсутствия причинения вреда жизни и здоровью граждан. В результате,  количество  наложенных административных штрафов на должностных и юридических лиц уменьшилось в 3 раза. 

Аналитический обзор фармацевтического  рынка России представил генеральный директор аналитической компании IQVIA в России и СНГ Демидов Н.В.  В 2017 г. рост розничного рынка лекарств составил всего 4,7%  и  был обусловлен, прежде всего, изменением структуры потребления и инфляцией. Произошла смена тренда  – рынок ОТС фактически стагнировал против роста Rx. Темпы продаж замедлились, но при этом сектор дженериков вырос на 23%. По-прежнему в продажах лидируют противопростудные ЛС  (хотя и теряют продажи), но больше всех «падают» иммуностимуляторы. По прогнозу компании, динамика розничного аптечного рынка в 2018 и 2019-2020 гг. останется также на уровне +5%. 
Вызовами для  развития аптек могут стать: сокращение возможностей для органического и неорганического роста; обострение конкуренции и противоречий между классическими и виртуальными аптечными сетями; кризис модели дискаунтера; снижение маржинальности; угроза развития интернет-торговли и масс маркета для ОТС.

Тему негативных тенденций, наблюдаемых на отечественном фармрынке, продолжила исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО) Титова Л.В. С ее точки зрения  это: увеличение оборачиваемости товарных запасов и кассовый разрыв, неравномерное распределение маркетингового бюджета производителей (80% на первую двадцатку аптечных сетей), ежегодное завышение планов продаж производителями. Отсюда и реальные последствия, в которых в настоящее время живет отрасль: до 6 месяцев вырос рост товарных запасов, снижается маржинальность, крупные сети наращивают количество  точек,  несмотря на уже имеющееся избыточное количество аптек, ценовая  конкуренция в рознице достигла предела. В результате – многие аптеки попали в экономическую ловушку.

Но, как отметил следующий выступающий, генеральный директор Центра Внедрения «Протек» Погребинский Д.Б., подобная ситуация складывается по всей товаропроводящей цепочке. Гонка за количеством аптек приводит к тому, что процветает модель покупки аптечной сети с переуступкой прав аренды.  Поручительство собственника больше не является достаточной гарантией. Дистрибуторы тоже несут существенные убытки, а потому вынуждены жестко требовать от аптек финансовое обеспечение дебиторской задолженности и сокращать периоды отсрочки платежей.

«Аптечных организаций много, а потребителей – недостаточно», – с этих слов начал выступление о конкуренции на фармацевтическом рынке  исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма», член Совета Союза «Национальная Фармацевтическая Палата» Целоусов Д.Г. От короткого экскурса в сферу законодательных и нормативных документов  по конкуренции,  он перешел к анализу факторов отраслевой реальности: отсутствие четких норм, предъявляемых  к помещениям  аптек (что не позволяет  местным органам власти придерживаться единообразия при лицензировании), нет равных условий входа хозяйствующих субъектов на фармрынок, мнимая ценовая конкуренция (цены «ниже низшего»), плата за «вход на полку», ограничение прав индивидуальных предпринимателей (в частности, на отпуск иммунобиологических ЛП), отсутствие мер господдержки для аптек, реализующих наркотические и сильнодействующие лек.средства, и занимающихся изготовлением ЛП и др.
В результате – конкуренция в отрасли перестала быть соревнованием сервиса и предложения лучших условий, нет борьбы за качественное оказание фармацевтической помощи и лучшие кадры. Она сводится, главным образом,  к борьбе за деньги производителей. Таким образом, конкуренция на аптечном рынке превратилась в конкуренцию производителей.

Тему продолжила исполнительный директор Союза «Национальная Фармацевтическая Палата» Неволина Е.В.:  «Ее (конкуренции) сегодня нет. Фармацевтический работник может определять свою ценность уже тем, что у него есть диплом. В то время   как наши конкуренты берут на работу людей с любым непрофильным образованием». 
Национальная ФармПалата подготовила  ряд предложений по контролю над ситуацией с кадрами, но основой должно стать государственное решение о ведении регистра фармацевтических работников. 
«Профессиональному сообществу уже делегировано важное право – оценивать готовность наших выпускников к осуществлению фармацевтической деятельности. Это большой прорыв», – отметила Неволина Е.В. Два года члены НФП участвуют в первичной аккредитации выпускников ВУЗов – ее прошли около 7,5 тысяч специалистов. Однако сведений о том, сколько из них приступили к работе в аптечных организациях, нет. Без  информационной базы данных о специалистах невозможно оценить обеспеченность отрасли специалистами, определить потребности в объемах подготовки, переподготовки и повышения квалификации фармацевтических работников. 
Союз «Национальная Фармацевтическая Палата» готов принять активное участие в разработке нормативной базы по формированию регистра фармацевтических работников, и Неволина Е.В. предложила включить этот пункт в резолюцию съезда. 

В программе  Съезда  НацФармПалаты был предусмотрен целый блок, посвященный роли и значению профессии, базовой подготовке фармспециалистов и их дальнейшему профессиональному развитию,  этическим нормам в работе с пациентами. 

«Кем сегодня является фармацевт? Марионеткой в руках системы сетевых аптек, злым гением маркетинга в своих интересах или профессионалом в интересах пациента?» – так остро поставила вопрос зав.кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, председатель Правления Московского фармацевтического общества,  профессор, доктор фармацевтических наук Ягудина Р.И. 
В качестве иллюстрации она привела данные исследования, проведенного Ipsos Healthcare: 
59,7 % «первостольников» в аптечных сетях при рекомендации ЛС покупателям руководствуются акциями, проводимыми в аптеке, а 51,7% пользуются в качестве первоочередной рекомендации вспомогательными программами на  кассовых аппаратах. Т.е., по сути, маркетинг становится заменой консультированию. «Текущая модель, – подчеркнула Ягудина Р.И. – путь в никуда для всех: фармкомпаний, фармацевтов, аптек, пациентов». Она предложила внести в резолюцию съезда пункт о восстановлении официальной системы доведения информации о препаратах, которая содержала бы  сравнительный анализ о всей линейке ЛС определенной группы. «Аптека должна превратиться в источник общественного здоровья и способствовать расширению и сохранению ресурсов системы здравоохранения». 

В России роль фармацевтического работника при выборе лекарств приобретает особое значение, так как «подавляющее число россиян предпочитают лечиться сами, без участия врача», – отметила руководитель рабочей группы AIPM по вопросам обращения безрецептурных лекарственных средств,  советник по связям с госорганами и общественными организациями Bayer Consumer Health  Сулденко В.В. Компания Bayer провела опрос,  который показал, что пациенты предпочитают получать информацию от фармацевта. Провизор является для них экспертов в лекарственном многообразии. 81% процент респондентов берут ответственность за свое здоровье на себя. 

В свою очередь, Ягудина Р.И. также поделилась данными исследования об информационном взаимодействии в системе врач-пациент-провизор, проведенного кафедрой организации лек.обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова совместно с Курским университетом. «Мы спросили пациентов, как вы воспринимаете информацию о лекарственных средствах, получаемую от врачей и сотрудников аптек?  Оказалось, что консультация врача (6,3%) и провизора (5%) практически одинакова». Покупатель приходит в аптеку не для того, чтобы купить лекарство, а для удовлетворения потребностей, связанных со здоровьем. Поэтому фармацевтическое консультирование является одной из важнейших составляющих качества оказания услуги в аптеке и влияет на степень удовлетворенности потребителя.  «Эра тренингов по продажам» рано или поздно должна закончиться.
Московское фармацевтическое общество, являясь одним из соучредителей НацФармПалаты,  разработало программу учебного модуля по фармконсультированию, методические рекомендации по его аккредитации и совместно с Союзом НФП организует их презентацию для производителей и держателей регистрационных удостоверений на лекарственные средства. 

С направлениями  создания стратегии НацФармПалаты по непрерывному фармацевтическому образованию (НФО) познакомила член совета Союза НФП, зам.исполнительного директора ААУ «СоюзФарма» Литвинова М.В. Они основываются на анализе двухлетнего участия НФП в перестройке системы НМФО и Концепции развития непрерывного мед. и фармобразования РФ на период до 2021 г., утвержденной Минздравом. 
НФП осуществляла мониторинг образовательных услуг, предоставляемых специалистам аптек. Был выявлен ряд вопросов, требующих профессионального вмешательства: значительное количество сомнительных организаций, предлагающих ускоренную переподготовку фармспециалистов; многочисленные случаи несоответствия тем и программ заявок, подаваемых на аккредитацию, принятым профстандартам, нормативным документам и этическим нормам фармотрасли. Большие нарекания вызывает статус провайдера мероприятий. Исходя из этого, НацФармПалата планирует решить ряд задач, включая создание при НФП Совета по непрерывному фармацевтическому образованию с участием  представителей образовательных организаций, профессиональных объединений, работодателей; организацию процесса оценки соответствия образовательных модулей требованиям непрерывного фармобразования;  проведение аудита мероприятий организаций, осуществляющий ДПО и др.
Литвинова М.В. предложила включить в  резолюцию Съезда пункт  о создании не только регистра фармработников,  но и  единого реестра учета повышения квалификации работников фармотрасли.

Системный подход к развитию квалификаций фармацевтических работников был представлен исполнительным директором Союза НФП и НП «Аптечная Гильдия», экспертом системы сертификации ГОСТ Р в области СМК, кандидатом фарм.наук Неволиной Е.В. Она подчеркнула, что сегодня ни один документ, касающийся повышения квалификации и подготовки кадров, не принимается без одобрения Совета по профквалификациям в области фармации, полномочиями которого наделен Союз «Национальная Фармацевтическая Палата». Проведена большая работа по созданию профстандартов, принят новый образовательный стандарт по специальности «фармация».  Выпускники ВУЗов могут теперь сразу заниматься фармацевтической деятельностью и выбирать вектор развития. Но остаются пока спорные вопросы по аккредитации специалистов со средним фармобразованием, ряд из которых Неволина Е.В. обсудила с участниками Съезда. Принято коллективное решение – направить в Минздрав РФ обращение об исключении из Приказа №1183н должностей младшего и старшего фармацевта. Она получила также одобрение  профессиональным сообществом ограничения одним годом срока обучения в ординатуре по специальности «фармацевтическая химия и фармакогнозия».

С сообщением о подходах к формированию рамки квалификаций в сфере обращения лекарственных средств» выступила заместитель директора по научной работе НИИ Фармации Первого ММУ им. И.М.Сеченова, профессор кафедры Промышленной фармации института профессионального образования Пятигорская Н.В. Модернизация системы образования является необходимым условием для формирования инновационной экономики. Перед ВУЗами стоит задача – вырастить профессионалов, которые смогут пользоваться своими знаниями не только сегодня, но и будут нужны отрасли спустя многие годы после выпуска.
Пятигорская Н.В. проинформировала участников Съезда о том, что собой представляет отраслевая рамка квалификаций, основные принципы ее формирования в фармацевтической отрасли. Несмотря на сложность материала, профессор сумела объяснить, что он будет являться практической основой для разработки  профессиональных и образовательных стандартов в рамках создания   профессионально-деятельностной модели фармацевтической отрасли.

Съезд завершил свою работу принятием проекта резолюции.

___________________________

Видео обзор Второго съезда союза “НФП” 

Телефон для справок: (495) 692-54-06, (985) 640-15-39

Адрес электронной почты: nfppochta@gmail.com

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ