Чем фармконсультирование отличается от фарминформирования

Екатерина Алтайская

Соответствие аптечных предприятий установленным нормативам зависит от правильных юридических определений в них, где до сих пор остается немало белых пятен.

Разобраться «по понятиям»

Одно из таких «белых пятен» — фармацевтическое консультирование. Вот уже десять лет профессиональное сообщество бьется за то, чтобы это правовое понятие было включено в нормативную базу, сообщила Елена Неволина, исполнительный директор «Национальной Фармацевтической Палаты». И этот шаг действительно важен.

Во-первых, сегодня фармацевтическая деятельность де-юре подразделяется на оптовую и розничную. Такого подхода, базирующегося на этапах обращения лекарственных препаратов, явно недостаточно. К тому же, он относит аптеку к сфере торговли, а ведь лекарства — это не просто товар. Данный продукт требует определенных знаний, от которых зависят правильность и польза его применения. И специалист, отпускающий лекарственное средство покупателю-пациенту, должен уметь задать точные вопросы. Чтобы понять, может ли посетитель аптеки принимать препарат для симптоматического лечения или все-таки есть срочная необходимость в обращении к врачу.

Во-вторых, роль аптеки и фармацевтического работника в здравоохранении изначально отмечена в тексте ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». А вот в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» подход почему-то иной, здесь нет акцента на то, что фармацевт или провизор — это, в первую очередь, специалист, оказывающий квалифицированную помощь.

Если понятийный аппарат данного правового акта дополнится определением «фармацевтическое консультирование», позиционирование отрасли станет менее противоречивым, чем сегодня.

Консультирование и информирование: определить границы

Кроме фармацевтического консультирования, в практике современной аптеки можно выделить еще одно понятие — фармацевтическое информирование.

Над этим вопросом предлагает подумать Артур Гайсаров, доцент кафедры фармации Башкирского государственного медицинского университета. В Правилах надлежащей аптечной практики (НАП) такое определение пока отсутствует, но к его формированию есть предпосылки. В тексте документа указан ряд видов сведений, которые может получить каждый из нас при посещении аптеки:

  • данные о том, есть ли в аптеке лекарства наименьшего ценового сегмента;
  • возможность изучить сопроводительные документы на препараты (например, сертификат соответствия), чтобы убедиться в подлинности приобретаемых медикаментов, – хотя де-факто эта правовая норма актуальна только для серий, введенных в гражданский оборот до 29 ноября 2019 года;
  • печатные сведения о препаратах, размещаемых на аптечных витринах;
  • информация о зарегистрированной цене производителя на лекарственные средства Перечня ЖНВЛП, оптовых и розничных надбавках к ней и суммарной стоимости таких препаратов.

На практике данные задачи с фармацевтическим консультированием не пересекаются. Если покупатель просит ознакомить его, например, с ценами на ЖНВЛП, то фармацевт или провизор может выполнить данную просьбу отдельно. И все же если оба определения будут задействованы в нормативной базе, следует четко разграничить их, либо представить фармконсультирование как один из главных элементов фарминформирования. Большое значение в данном случае будет иметь окончательная формулировка понятия фармацевтического консультирования.

Аптечная организация или субъект розничной торговли?

Стоит задуматься и над формулировками в Правилах НАП. В этом документе аптека названа субъектом розничной торговли. Как подчеркивает Артур Гайсаров, это определение поднимает важные вопросы о роли аптек в системе здравоохранения и их ответственности перед покупателями-пациентами. Согласиться с таким подходом действительно сложно: фармацевт и провизор все же не продавцы, а сотрудники здравоохранения. Может быть, вместо «субъекта розничной торговли» в НАП следует включить уже содержащееся в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» понятие «аптечная организация»?

Корректировать подход к аптечной системе сегодня заставляет сама жизнь, заметил президент «Национальной Фармацевтической Палаты» Александр Апазов. Ведь аптека по своей сути — это социальная служба, главная задача которой — обеспечивать процесс лечения лекарственными препаратами.

Источники:

Неволина Елена Викторовна, исполнительный директор Ассоциации содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», кандидат фармацевтических наук

Гайсаров Артур Халяфович, доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра фармации, кандидат фармацевтических наук

Апазов Александр Дмитриевич, президент Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», директор публичного акционерного общество «Фармимэкс», заслуженный работник здравоохранения РФ

По материалам II Съезда «Российской ассоциации аптечных сетей»

Источник: Московские аптеки https://mosapteki.ru/material/chem-farmkonsultirovanie-otlichaetsya-ot-farminformirovaniya-18540