Вопрос доверия. Почему за консультацией идут в аптеку

Каждый пятый россиянин при выборе лекарств идет за консультацией к фармспециалисту, а не к врачу, выяснилось в ходе опроса. «ФВ» узнал мнение экспертов об этой тенденции.

Справок не даем

Почти половина респондентов (46%) выбирают препараты без консультации с врачом, если проблема со здоровьем кажется не очень серьезной, а каждый пятый россиянин (18%) при покупке лекарств обращается за консультацией к фармспециалисту. Такие данные следуют из опроса*, проведенного аналитиками финтех-компании «ЮMoney».

«Число покупателей, консультирующихся в аптеке, с каждым годом возрастает, что подтвердит каждый фармспециалист, работающий за первым столом, — говорит провизор, специалист по фармацевтическому порядку СРО «Ассоциация независимых аптек» Елена Соколова. — Это связано с доступностью специалиста без необходимости записываться на прием к врачу и длительным ожиданием самого приема».

«С каждым годом все труднее работать с покупателями, так как они просят профессиональную помощь не только в подборе препаратов, но и в постановке диагноза и назначении лекарственной терапии. Такая ситуация происходит как в городах-миллионниках, так и в малонаселенных пунктах. Однако нагрузка на фармацевтических сотрудников создает дополнительные риски: их ответственность за рекомендации значительно возрастает», – продолжает Соколова.

Эксперт напоминает, что фармспециалист, консультируя по рецептурным препаратам, нарушает лицензионные требования. Это влечет за собой административную ответственность: для ИП – штраф от 4тыс до 8 тыс. Руб. Или приостановление деятельности на 90 суток. Налагаемые штрафы указывают на важность соблюдения профессиональных стандартов и этических норм.

Ситуацию усугубляет тот факт, что у аптек нет кода ОКВЭД, который говорил бы о том , что они относятся к системе здравоохранения. «Определения фармацевтической деятельности, которые у нас заложены в законодательстве, говорят о том, что это лишь оптовая и розничная тогровля. Исходя из этого определения, мы имеем и коды ОКВЭД, тоже только торговые»,  – отмечает исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина.

В сезон простуд

Проблему можно решить, расширив полномочия фармспециалистов , считает Неволина. «Фармспециалисты помогают потребителям ответственно подходить к самолечению, рассказывая о лекарственных препаратах. Здесь возникает тонкая грань, связанная с фармацевтическим консультированием, которую можно устранить , если Минздрав признает фармацевтических работников помощниками медицинских сотрудников, особенно во время сезона простуд», – говорит эксперт. Она подчеркивает, что фармработники имеют фундаментальные знания в медицине: «Сейчас в ряде случаем подготовка фармацевтических работников занимает до семи лет. Допуск к профессиональной деятельности у них осуществляется так же как у медиков, через аккредитацию. То есть людей изначально готовят не продавать лекарства , а оказывать консультативную помощ».

По ее словам , потребители осознают, что в аптеке работают специалисты с соответствующим образованием , поэтому часто обращаются именно туда. Аптека становится их первым и зачастую единственным контактом с системой здравоохранения.  С точки зранеия эксперта, это предпочтительнее, чем самостоятельный поиск информации в интернете, поскольку покупатели не всегда способны проверить достоверность данных.

«В аптечной практике существует понятие фармацевтического консультирования, но его суть заключается в предоставлении информации из инструкций. Важно, чтобы фармспециалисты могли проводить экспресс-диагностику, задавать уточняющие вопросы и рекомендовать пациентам обращаться к врачу при наличии тревожных симптомов», – добавляет Неволина.

*опрос проводился в сентябре 2024 года среди пользователей «ЮМjney» из разных городов России. В нем приняли участие более 1.5 тыс.человек.

Источник «Фармацевтический вестник» №24 (1153) 22 октября 2024 года