Ирина Невинная
Провизоры в аптеках должны консультировать покупателей, объясняя, как правильно хранить и принимать приобретенные препараты. А в случае если человеку нужно безрецептурное лекарство, они обязаны помочь ему с выбором. Но, как рассказали “РГ” во Всероссийском союзе пациентов, нередки случаи, когда провизоры этот порядок не соблюдают и предлагают купить вместо лекарственного препарата “дублирующее” средство в виде БАД.
В течение двух недель представители ВСП под видом обычных покупателей приходили в популярные аптечные сети и просили средство от вроде несложных “домашних” недугов: кашля, диареи, геморроя. Правда, причины таких симптомов могут быть разные – от безобидных до серьезных заболеваний, а потому провизор в аптеке в таких случаях должен расспросить покупателя о симптомах подробнее и либо посоветовать необходимые медикаменты, либо настоятельно рекомендовать посетить врача.
На деле оказалось, что почти в каждом пятом случае (17,8%) фармацевты не задавали уточняющих вопросов для подбора безрецептурного препарата, в каждом третьем (30,3%) – не расспрашивали об особенностях самочувствия, а почти 70% не поинтересовались предпочтениями покупателя. Но главная претензия со стороны пациентского сообщества – аптеки довольно часто вместо запрошенного лекарства предлагали препарат-дублер, который на самом деле являлся биологически активной добавкой (БАД). Вместо препарата для поддержки сердечно-сосудистой системы “Магне В6” в аптеках предлагали добавку “Магний В6”, вместо зарегистрированного “Мезима” – БАД “Ферментозим”, вместо оригинального “Фосфалюгеля” – аналог AL gel и так далее.
“Во время наших проверок в 47% случаев провизор в инициативном порядке предлагал заменить запрашиваемое лекарство, даже если оно было в аптеке в наличии. Лишь в каждом четвертом случае (23,3%) покупателю предлагали заменить отсутствующее лекарство другим с тем же действующим веществом – как и положено. А в 62% – рекомендации касались приобретения БАД”, – рассказал “РГ” сопредседатель Союза пациентов Ян Власов.
Кстати, такую торговую политику Власов объясняет просто: аптечные сети заключают маркетинговые договоры с поставщиками, поэтому им выгодно “продвигать” их продукцию.
ВСП обратился к депутатам и в ОНФ с тем, чтобы повлиять на работу аптек. И это касается не только обращения БАДов. Представителям пациентской организации также не нравится, что ценообразование в аптеках далеко от прозрачности – нередко розничные цены на один и тот же препарат в разных аптеках одного города могут различаться на сотни рублей. К тому же в Союз пациентов поступают жалобы от льготников, а также амбулаторных пациентов, участвующих в сердечно-сосудистой программе. Таким пациентам препараты должны выдавать бесплатно. Но льготные лекарства в наличии есть не всегда, и их приходится покупать в коммерческих аптеках.
“Сложно комментировать результаты этого исследования – насколько оно было репрезентативно и объективно, поскольку мы не знакомы с методикой, – сказала “РГ” исполнительный директор Нацфармпалаты и глава Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елена Неволина. – Но то, что нарушения есть, это уже повод для серьезного обсуждения. Тем и отличается аптека от магазина, что человек в белом халате обладает необходимыми знаниями, и он должен консультировать покупателя даже по назначенным врачом лекарствам: как хранить препарат, как правильно принимать, напомнить, что нельзя самовольно менять дозировку. У покупателей определенно есть потребности в фармацевтическом консультировании, потому что у врачей не всегда хватает времени на подробные объяснения. Нам нужно определить рамки такого консультирования”.
“При диалоге с профильным объединением аптек мы увидели, что они аналогичным образом возмущены случаями подмены лекарств БАДами. Это означает, что есть надежда договориться по всем пунктам в части ужесточения регулирования за ценообразованием аптек и контроля за деятельностью первостольников. А раз усиливается контроль, должна быть выработана ответственность при выявленных нарушениях прав пациентов”, – отметил Ян Власов.