Можно ли «экстерном» набрать баллы для прохождения периодической аккредитации? Этим вопросом сейчас задаются многие фармработники. «ФВ» узнал, как реально включиться в систему непрерывного образования, не нарушив ее принципов. На вопросы сотрудников аптек ответила исполнительный директор Национальной фармпалаты Елена Неволина.
Сколько часов будет в программе
Процедура прохождения периодической аккредитации установлена приказом Минздрава № 1081н от 22.11.2021 «Об утверждении положения об аккредитации специалистов». В нем указано, что фармработник должен набрать 144 часа образовательной активности за пять лет.
При этом не более 70 часов он может получить за счет посещения конференций, семинаров, мастер-классов, проводимых профессиональным сообществом (неформальное образование), и не менее 74 часов — по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) в вузах.
Специалист также может набрать 144 часа только программами ДПО однократно.
Приказ действует до 1 марта 2023 года, после чего в силу вступит новое положение, которое сейчас обсуждается на федеральном портале проектов нормативных актов. Общая продолжительность программы останется прежней — 144 часа. Ее «разбивка» на формальную и неформальную часть пока не утверждена, говорит Елена Неволина. «На вебинарах мы собираем мнения слушателей относительно наполнения программы. Пока большинство проголосовало за то, чтобы оставить его прежним — не менее 74 часов на формальное образование и не более 70 — на неформальные мероприятия», — отметила она.
Никаких новых требований для аккредитуемых проект приказа не несет.
Если с 1 марта 2023 года вступит в силу новый приказ, то, в соответствии с Законом об обязательных требованиях, его пересмотр состоится только через шесть лет.
Как быстро можно набрать часы
Можно ли набрать необходимые часы заранее, интересует многих специалистов.
Частота обучения ни действующим приказом, ни будущим документом не установлена. Тот, кто будет проходить аккредитацию, решает этот вопрос сам. «Набирать» часы можно как сразу (раз в пять лет), так и распределив их на весь период.
Неволина считает, что принцип непрерывности образования с годами будет ярче проявляться в программе. «Пока мы говорим, что главное — это количество часов, а не периодичность обучения. Связано это с тем, что фармработники живут во всех уголках страны, многие из них не понимают, что обучение можно пройти дистанционно. Прежде всего это касается старшего поколения фармацевтов, особенно тех, кто работает в медицинских организациях», — рассказала она.
Единство требований упрощает прохождение периодической аккредитации. «Для возрастной категории фармработников неудобна разбивка по годам, — говорит эксперт. — Когда будет меняться поколение работающих, мы придем к непрерывному образованию».
При этом Неволина считает, что равномерное распределение активности по годам оптимально для сотрудников аптек. Постоянно меняются нормативная база, лекарственные формы, принципы работы аптеки — вместе с ними нужно актуализировать и знания первостольников.
«Фармработники часто говорят о выгорании в профессии — работы много, отдачи никакой, посетители считают их продавцами. Чтобы поддерживать статус профессионалов, надо иметь знания, которые позволят нам быть первым звеном во взаимодействии потребителя и системы здравоохранения», — говорит она.
С тем, что каждой аптеке нужно развивать навыки фармконсультирования у сотрудников, согласны и руководители сетей.
Консультирование — это ключевая услуга, за которой клиенты приходят в аптеки и платят добавленную стоимость относительно e-com, говорит руководитель аптечной сети «Фармия» Роман Кубанев. «В наш стандарт обслуживания зашито три ключевых вопроса, касающихся того, назначен ли препарат врачом, выбора среди торговых наименований ЛС и необходимых сопутствующих товаров», — отметил он.
Границы фармконсультирования приходится расширять провизорам в сельской местности, рассказала владелица небольшой сети аптек в отдаленных поселках Забайкальского края Татьяна Михайлюк. «Люди идут за помощью. Врачей в сельской местности мало, а некоторые из них говорят пациентам: «Идите в аптеку, вам там что-нибудь посоветуют. У фармацевтов есть четкие границы того, что они могут посоветовать. Провизоры с большим опытом, в том числе и преподавания фармдисциплин, часто корректируют и дозировку, и назначения препаратов».
Дистанционно удобнее
После пандемии дистанционный способ обучения прочно вошел во все профессии, не стали исключением и сотрудники аптек. «Теперь у фармработников есть выбор не только в части неформальных программ, но и при прохождении дополнительного профессионального образования на базе вузов. Можно найти интересную тему в любой образовательной организации, необязательно в своем регионе», — отмечает Неволина.
Эта возможность позволяет и гибко выбирать время для обучения — в периоды, когда в аптеке меньше поток посетителей, в свободные часы. Исполнительный директор фармпалаты советует обращать внимание на программы, посвященные обязательным требованиям и развитию навыков фармконсультирования.
Почти 85% предлагаемых вузами программ — по 36 часов. Но после их прохождения у аккредитационной комиссии могут возникнуть вопросы: а оправдана ли продолжительность обучения? Сомнения могут возникнуть, если программа касается актуализации правил (например, влажность в помещении). Национальная фармпалата уже обратилась в Минздрав России, чтобы поставить вопрос о соответствии содержания программ формального образования временным затратам.
Процесс аккредитации набирает обороты — с каждым днем Федеральный аккредитационный центр работает все лучше. «Все нюансы проверены на практике, отказы по формальному принципу единичны, только по объективным причинам», — резюмирует Неволина.