Малый аптечный бизнес уходит с рынка
До конца прошлого года из-за ожидавшегося введения маркировки было неясно, смогут ли аптечные организации применять самые популярные налоговые режимы, ПНС и систему ЕНВД. В итоге их действие продлили, но с таким опозданием, что вряд ли многие успели этим воспользоваться, а количество одиночных аптек продолжает уменьшаться, замечает эксперт Самвел ГРИГОРЯН.
Продажа лекарств – больше не розничная торговля
Еще не вступив в силу, система обязательной маркировки лекарственных препаратов, как слон в посудной лавке, уже успела сокрушить то, что устоялось годами. Речь идет о применении аптечными организациями патентной системы налогообложения (ПНС) и системы с единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), самых популярных среди небольших и средних предприятий отрасли специальных налоговых режимов (СНР).
ПНС и система ЕНВД позволяли многим аптекам выживать и работать на пользу потребителям. Но в последние месяцы с ними произошла почти детективная история с крутыми поворотами сюжета, и в результате можно сказать, что отрасль их потеряла.
Ранее в прошлом году в статьи 346.27 и 346.43 Налогового кодекса (НК) РФ были внесены изменения, из которых следует, что продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке, не будет считаться розничной торговлей. С боем курантов они вступили в силу. Перечень видов товаров, которых коснется эта норма, таков: обувь, одежда из натурального меха (от норки, нутрии и песца до кролика с енотом), лекарства. Ну а если продажа этих товаров не является розничной торговлей, то нет оснований для применения ПНС и системы ЕНВД – см. пункты 2 статей 346.26 и 346.43 НК РФ.
Интересно, чем они помешали обязательной маркировке? Может быть, разработчики изменений считают, что пока еще не все субъекты предпринимательства, продающие эти товары и применяющие ПНС или систему ЕНВД, используют контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальным накопителем, или что применение этих СНР помешало бы надлежащей передаче информации с фискальных накопителей в госинформсистему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке?
Но обоснованы ли такие причины? Елена Неволина, исполнительный директор Ассоциации «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная фармацевтическая палата» не находит удовлетворительного объяснения отмене ПНС и системы ЕНВД для товаров, подлежащих маркировке: «Если проблема в обязательном применении ККТ с фискальным накопителем, то дело заключается в том, что в настоящее время практически все участники фармритейла ее уже применяют. Исключение составляют только организации и ИП, работающие в отдаленных и труднодоступных местностях. Но их освобождает от применения ККТ специальная норма законодательства».
Как решили проблему на обувном рынке
Что сделано – то сделано, но проблема в том, что на этом история не заканчивается, и в ней странным образом переплелись судьбы фармработников и продавцов обуви. Нюанс вот в чем: уже после того, как участники отрасли узнали, что не смогут применять ПНС и систему ЕНВД, стало известно о подготовке законопроекта об отсрочке обязательной маркировки лекарств на полгода, с 01.01.2020 до 01.07.2020. Но раз так, то эти полгода отсрочки АО и ИП могли бы продолжать применять ПНС и систему ЕНВД, ведь получился бессмысленный и несправедливый временной зазор между введением в действие системы маркировки и вступлением в силу принятых из-за нее норм.
У «товарищей по несчастью» – то есть, тех, кто продает обувь, эту проблему решили следующим образом. В их отрасли дата начала обязательной маркировки назначена постановлением Правительства на 1 марта 2020 г. И в связи с этим Минфин РФ направил – в том числе в Федеральную налоговую службу (ФНС) – письмо, в котором утверждается, что налогоплательщики, реализующие обувь, вправе применять ЕНВД до 01.03.2020. В нем ничего не говорится о возможности или невозможности применения ПНС, что можно объяснить тем, что письмо Минфина написано в ответ на обращение, в котором говорилось только о ЕНВД.
В лекарственной отрасли «на кону» гораздо больше – не 2, а 6 месяцев применения двух СНР. В отличие от обувщиков, до самого конца 2019 г. участники фармотрасли не получили ясных и неоднозначных сигналов о том, что они смогут применять ПНС или систему ЕНВД еще полгода.
Еще в середине декабря действующее законодательство давало отрицательный ответ на этот вопрос, то есть, положение было таким, как мы обрисовали выше. Конечно, специалисты знали о готовящемся законопроекте, который мог изменить этот отрицательный ответ на положительный, но подадут ли этот поезд к платформе вовремя, то есть, вступят ли поправки в силу до 1 января 2020 г. и в какой итоговой редакции, – за это никто ручаться не мог.
Дело в том, что решения о налоговом режиме на следующие месяцы или годы принимаются налогоплательщиком заблаговременно. А по состоянию на середину декабря выбор у АО или ИП был невелик: либо перейти на Упрощенную систему налогообложения (УСН), по сути единственный оставшийся СНР, либо быть автоматически переведенным на общий режим налогообложения с почти гарантированным разорением. Разумеется, большинство тех, кого это касалось, пусть и вынужденно, нехотя предпочли не ждать у моря погоды и заблаговременно заявить о переходе на «упрощенку».
Можно применять, но уже некому
И вот когда уже люди мысленно простились с ПНС и ЕНВД, не имея возможности к ним вернуться, то есть, в самый последний момент поезд к платформе все же подали. В самом конце декабря вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2019 № 462-ФЗ, который, среди прочего, изменил пункт 7.1 статьи 67 «Закона об обращении лекарственных средств».
Эта поправка означает, что теперь без нанесения средств идентификации (маркировки) можно отпускать лекарственные препараты, произведенные до 1 июля 2020 г., а не до 1 января 2020 г., как раньше. Исключение составляют так называемые «препараты 7 нозологий», в отношении которых в пункте 7.1 употреблена фраза «произведенные до 31 декабря 2019 г.».
После этого появился еще и ответ на запрос фармсообщества, адресованный Минфину, с просьбой прояснить ситуацию. Он изложен в письме от 30.12.2019 № СД-4-3/27173@ ФНС, находящейся в ведении Минфина РФ. Из него следует, что после вступления в силу в конце декабря 2019 г. № 462-ФЗ, аптечные организации и отраслевые ИП вправе применять ПНС и систему ЕНВД.
Что будет с аптекарем?
Самое время поставить этот вопрос из звучащего в фильме «Москва слезам не верит» вальса: что же из этого следует? Во-первых, желательно, чтобы нормативно-правовые акты, от которых зависит стратегия функционирования отраслевых организаций в новом году, принимались не в авральном порядке и не за несколько часов до боя курантов или другого времени «Ч». Очень хотелось бы, чтобы это пожелание было учтено, особенно если маркировку вновь отсрочат.
Во-вторых, сама по себе невозможность применять ПНС или систему ЕНВД чрезвычайно неприятна, но не критична, ведь еще остается УСН. Эта система сложнее и накладнее работы «на патенте», но все же гораздо лучше общего режима налогобложения, который во многих случаях не оставляет шансов для небольших аптечных предприятий свести концы с концами.
Если добавить к этому почти неизбежную перспективу маркировки, которая тоже отягощает рабочие процессы и взваливает дополнительные расходы, существенное падение платежеспособного спроса, давление на малых участников фармрозницы со стороны неестественно размножающихся сетевых структур, то собственника небольшой аптечной организации или ИП, проще говоря – российского аптекаря, пора заносить в «Красную книгу».
По данным RNC, с 01 января по 01 ноября 2019 года в России уже закрылось порядка 6 тыс. аптек. При этом за тот же период открылось около 6450 новых точек (общее число аптечных объектов РФ на 1 ноября 2019 г. составляло 67,4 тыс.), то есть число новых аптек пока превышает количество закрывающихся.
Но все же 9% закрывшихся объектов всего за 10 месяцев –очень много. А поскольку рейтинги аптечных сетей показывают рост числа сетевых точек, понятно, что убыль количества аптечных объектов происходит в основном за счет мелких участников фармритейла.
Источник: газета “Фармацевтический вестник” №2 (999) 27 января 2020г.