Пляски с бубнами

Интернет-торговля ЛС обрела яркого персонажа

Когда речь заходит о рисках легализации интернет-торговли лекарственными препаратами и аргументы у противоборствующих сторон заканчиваются, а говорить о чем-то надо, на стол швыряется последний козырь — бабушки. Вот она — немощная старушка, в пестром платочке, живущая в последнем доме глухой умирающей деревни из десяти дворов. Трясущейся рукой бабушка достает смартфон, делает пару кликов, анализируя цены на сайтах аптек и агрегаторов, и, наконец, формирует корзину, предварительно указав код персональной скидки и удобный временной интервал для курьерской доставки на дом. Складывается ощущение, что в томительном ожидании закона, который наконец-то позволит перейти от слов к делу, фарма и интернет-ритейл заигрались в ассоциации. И выходя с очередной конференции, посвященной этот теме, уже не стесняясь, улыбаются и жмут друг другу руки, как старые знакомые.

У вас будет ребенок

Вероятно, дав конференции название «Интернет-торговля лекарственными препаратами: быть или не быть», конференционный центр «Событие», который выступил организатором мероприятия, надеялся настроить спикеров на искрометную дискуссию. Что уж скрывать, в последнее время на мероприятиях эту тему часто эксплуатируют и в качестве «разогрева», и как мощный заключительный аккорд. И вроде спикеры яркие, и вопросы горячие, но баттла, который был заявлен в качестве «вишенки на торте», не получилось. Выходя с конференции, один из спикеров, улыбаясь, задал мне вопрос: «И все же… мы за или против интернет-торговли?». «Наверное, смирились…» — подсказываю я. На том и порешили.

Стартовало обсуждение с выступления представителей от фармсообщества, которые в этот раз были предельно ироничны.

«Что нам ждать от интернет-торговли? Ждать интернет-торговлю. Ситуация развивается, что-то должно уже родиться»,- мудро заявила исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева и вновь напомнила, что предложение о легализации онлайн-продаж старо как мир. Но, видимо, настал тот момент, когда игнорировать факт ее существования вне правового поля уже невозможно.

Так что же беспокоит фармсообщество, раз никто не против легализации такого явления, как дистанционная торговля, включающая доставку силами курьеров?

Основные риски, по мнению экспертов, связаны с обеспечением надлежащего качества лекарств. Казалось бы, решение найдено – к доставке будут разрешены только ОТС-препараты. Соотношение «риск-польза» в этой схеме оптимально. Но в России один и тот же препарат может быть разрешен как к безрецептурному отпуску, так и к рецептурному. Вопрос в форме и дозировке. То есть логично, имея эту данность, к доставке разрешить все, за исключением небольшого списка, куда попадут «тяжелые» лекарства. Но и этот подход не так уж хорош, считают эксперты.

«Рассуждая о легализации, всегда ссылаются  – в мире же это есть. А международные СМИ пишут: Британию заполонили поддельные ЛП, которые продаются в интернете. 96% поддельных лекарств реализованы через эти ресурсы, как совершенно нелегальные, так и полулегальные. Самое страшное, что гибнут дети», – заявила Нелли Игнатьева.- Мы дожили до времени, когда вопрос вот-вот должен решиться, а весь мир начинает от этого отказываться». Конечно, плюсы легализации интернет-торговли очевидны. Но они про мобильную часть населения и никак не про бабушек, у которых нет интернета, добавила эксперт.

Отцы и дети

Тем не менее, на он-лайн заказы лекарств в настоящий момент приходится от 4-5% от общего объема рынка. Об этом заявила генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева. Речь, естественно,  идет о процессе бронирования лекарств в онлайн-пространстве.

Президент АКИТ Артем Соколов привел данные экспертов, в соответствии с которыми объем нелегального онлайн рынка продаж и доставки лекарств составляет порядка 37-73 млрд руб. На нелегальное бронирование ЛП по итогам 2017 г. пришлось порядка 8,33 млн заказов, что составляет 14 млрд руб.

Эксперт также не менее мудро возразил главе РААС: «От интернета никто не гибнет, это всего лишь канал продаж. Гибнут от поддельных лекарств». И, конечно, не удержался о спорах про бабушек.

«У бабушек нет интернета. У бабушек есть внуки. Отсутствие у бабушки интернета вряд ли должно стимулировать нас отказываться от возможности продавать лекарства онлайн», – заявил он.

Главное, что сейчас необходимо, – это определить требования к перевозке и доставке ЛП. И сделать это не так уж сложно – таково мнение интернет-ритейла. По словам Артема Соколова, часть рисков, обозначенных экспертами от фармы, надуманны. Он ссылается на быстро растущий сегмент онлайн-продаж продуктов питания: «Никто не переживает о качестве молока, которое везет курьер, или испортятся ли суши. Конечно, должны быть требования к перевозчику, перечень запрещенных к доставке лекарств».

О бедных курьерах замолвите слово

Как известно, в текущем варианте законопроекта предполагается, что у курьеров должно быть фармацевтическое образование. Другого проекта пока никто не видел, но знающие люди уверенны: в итоге это требование из документа уберут. Что вполне логично, считает Исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина.

По ее словам, аргументы экспертов, которые выступают за наличие фармобразования у курьеров,  не укладывается в существующую реальность. Проблемы с перевозкой лекарств, требующих особых условий хранения, – это не про необходимость наличия диплома. Это технический аспект, который давно решен, например, в продуктовом ритейле. Так же легко решаются и вопросы, связанные с консультированием, которые нет никакой необходимости вешать на курьеров. Наконец, у тонкого вопроса, связанного с рецептурными препаратами, есть простое и логическое решение – до широкого распространения электронного рецепта  их доставлять не надо.

«И мы приходим к выводу: аргументировать необходимость наличия «фармскороходов» не приходится», – заключает Елена Неволина.

При этом эксперт настроена категорично в отношении маркетплейсов, которые не несут ответственности за качество как продукции, так и доставки. Елена Неволина считает, что так как доставкой занимаются аутсорсинговые компании, которые формируют штат из самозанятых курьеров, нет никакой гарантии в адекватности человека, выступающего в этой роли.

«Возьмем «Яндекс.еда» или «Деливери». Проверить, кто конкретно повез продукты, есть ли у него санитарная книжка, никак нельзя. Посмотрите, за что штрафуют курьеров – за алкогольное или наркотическое опьянение. Есть еще вопросы? Нам этого допустить нельзя. Курьеры должны быть или в штате аптеки, либо браться на аутсорсинг из компании, где их будут образовывать», – уверена Елена Неволина.

А товарные агрегаторы, которые по словам эксперта, являются информационным ресурсом, должны заниматься своим делом – агрегировать.

Источник: Газета “Фармацевтический вестник” 2019 №29 (984)