Обязаны консультировать

Минздрав России представил два проекта приказов об утверждении надлежащей аптечной практики. Они вступят в силу в марте 2022 года вместо приказов № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» и № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения». Как новые документы облегчат жизнь фармработников, «ФВ» рассказали эксперты.

Электронные журналы

Надлежащие аптечные практики Минздраву пришлось полностью переиздать: этого требует Федеральный закон № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», запрещающий вносить изменения в конкретные формулировки законодательных актов.

Новые документы содержат «точечные» поправки в части размещения лекарственных препаратов. Например, допускается размещение лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, на стеллажах или поддонах в отдельных помещениях, опечатываемых в конце рабочего дня. До сих пор хранить их можно было только в шкафах.

В то же время некоторые изменения действительно облегчат работу сотрудников аптек. Среди них — ведение журналов учета в электронном виде. «Важно то, что все журналы теперь можно вести в электронном виде, за исключением тех, которые касаются предметно-количественного учета и хранения наркотических и психотропных веществ», — говорит исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты Елена Неволина.

В бумажном виде остаются только те журналы, которые требуют личной подписи, например, инструктаж по пожарной безопасности. «Крупные аптечные сети уже задают тон по цифровизации документов. Уходит то время, когда аптеки содержали целые материальные комнаты, забитые накладными пятилетней давности, сертификатами соответствия», — оценила изменение эксперт. Глава фармпалаты уверена, что эта норма приведет к снижению издержек розницы.

В новой редакции приказа №646н допускается размещение лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, на стеллажах или поддонах в отдельных помещениях, опечатываемых в конце рабочего дня. До сих пор хранить их можно было только в шкафах.

Минус 50 сантиметров

В надлежащих практиках больше нет требования устанавливать аптечное оборудование на расстоянии не менее 0,5 м от стен. Минздрав возвращает изначальную формулировку: оборудование должно находиться на достаточном расстоянии, чтобы обеспечить доступ для очистки, дезинфекции, ремонта и технического обслуживания оборудования.

С 2016 года, когда была введена эта норма, многие аптеки столкнулись с формализмом при проверках. «Пока результативность проверок прокуратуры будет оцениваться по сумме выписанных штрафов, а не по предотвращению вреда здоровью, в законе не может быть таких конкретных формулировок», — считает Елена Неволина. Она добавляет, что доступ к оборудованию может быть обеспечен и при расстоянии 45 см.

Действующая норма часто приводит к тому, что в аптеках приходится переставлять оборудование так, что доступ к препаратам становится ограниченным. «В итоге эти проблемы ложатся на плечи фармацевтов, а у ряда позиций истекает срок годности», — резюмирует эксперт.

Не просто торговля

Новые надлежащие практики — первый законодательный акт, содержащий понятие «фармконсультирование». Оно учитывает использование всех знаний, которые заложены в профессиональном стандарте, включая выявление жалоб, требующих консультации врача и правила приема, консультации по выбору безрецептурного препарата.

«Ни в одном документе ранее не было указания, что фармконсультирование — это не право, а обязанность фармработника. Теперь это должно содержаться в любой должностной инструкции», — говорит Неволина. По ее мнению, этот шаг подчеркивает, что фармацевты и провизоры не просто продают товары, а относятся к системе здравоохранения.

По данным аналитических агентств, 31% клиентов аптек ожидают от фармсотрудника консультацию, говорит зав. кафедрой фармации ТГМУ Любовь Устинова. «Это афиша всей нашей жизни: по ней оценивают всю аптеку. Если за первым столом стоят непрофессионалы, это будет одна из многих аптек. Если же посетитель видит специалистов, которые своими знаниями помогают выйти из сложных ситуаций пациентам, в том числе коморбидным, учреждение становится особенным», — считает она.

Консультация посетителей — единственное, что отличает фармработников от продавцов, добавляет Устинова. «Развитие этой функции сохранит фармслужбу. Наши специалисты должны уметь проводить экспресс-диагностику, видеть границы, в которых они способны помочь пациенту, случаи, когда человеку необходима консультация врача, ограждать от негативных последствий применения препаратов», — говорит эксперт.

Устинова полагает, что фармконсультирование будет препятствовать привлечению в профессию посторонних людей, не имеющих представления о правилах работы и этических нормах фармацевтов. «С другой стороны, это вернет имидж специальности, который привлечет тех, кто хочет заниматься не просто продажей лекарств, а настоящим делом», — добавляет президент Ассоциации «Фармацевтическое содружество» Наталья Назаренко.

Ольга Коберник
https://pharmvestnik.ru/