Фармацевтическое консультирование: новые функции и полномочия аптечных работников

05 сентября 2018

И.В. КОСОВА, д. фарм. н.,  профессор, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга в фармации Российского Университета Дружбы Народов

Е.В. НЕВОЛИНА, к. фарм. н., исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и НП «Аптечная гильдия»

И.В. КРУПНОВА, к. фарм. н., начальник управления лицензирования и соблюдения обязательных требований Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ (Росздравнадзор)

Фармацевтическое консультирование: новые функции и полномочия аптечных работников

В статье приведено нормативно-правовое обоснование обязанности фармацевтического работника по консультированию граждан, раскрыто понятие «ответственное самолечение». Обобщены результаты исследования потребности населения в фармацевтическом консультировании при выборе препаратов, в том числе по назначению медицинского работника.

Роль фармацевтического работника в развитии ответственного самолечения

Совершенствование системы лекарственного обеспечения, предусмотренное «Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 г.» предполагает, в том числе, решение проблем низкого уровня ответственности граждан за свое здоровье, а также за здоровье своей семьи и высокого уровня самолечения лекарственными препаратами в отсутствии медицинских показаний.

Вопросы самолечения всегда были в зоне пристального внимания ВОЗ и FIP[1]. Признание прав человека на выбор лекарственного препарата и его ответственность за последствия такого выбора легли в основу определений понятия самолечения.

«Самолечение является неорганизованной деятельностью по охране здоровья и принятию связанных со здоровьем решений отдельными личностями, семьями, друзьями, коллегами по работе и т. д. Оно включает самостоятельный прием лекарств, социальную поддержку в случае болезни, первую медицинскую помощь в случае необходимости. Самолечение является первичным звеном в системе здравоохранения и не требует создания какой-либо организации. Самолечение — это одна из составляющих повседневной жизни» (WHO publication (1982): Self-help and health in Europe).

«Самолечение включает профилактику заболеваний, здоровый образ жизни, отказ от курения, умеренное употребление алкоголя и правильное использование лекарств. В случае неэффективности профилактических мер следует прибегнуть к самолечению, которое заключается в устранении симптомов, которые пациент заметил у себя, с помощью препаратов, отпускаемых без рецепта» (Statement of Principle on Self-Care including Self-Medication — The Professional Role of the pharmacists, FIP 1996).

«Самолечение — это применение пациентом безрецептурных препаратов по собственной инициативе и под собственную ответственность с учетом советов фармацевта или другого работника здравоохранения» (The European Commission 1997. Pharm. J. 1997; 258: 354–355).

Как мы видим, в последнем определении закреплена роль фармацевтического работника в ответственном самолечении.

Итоги исследования потребностей населения в фармацевтическом консультировании

Кафедра управления и экономики фармации Российского университета дружбы народов провела социологическое исследование с целью выявления потребности населения в фармацевтическом консультировании.

Опрос проводился в 2016 г. в аптечных организациях, поликлиниках и больницах г. Москвы и Московской области. В опросе приняли участие 144 посетителя аптек (среди которых превалируют женщины с высшим образованием работоспособного возраста), 72 фармацевта/провизора (70% опрошенных имеют стаж работы в аптеке от 3-х лет, из них более 50% работают по данной специальности уже более 10 лет), а также 15 врачей различных специальностей, в основном терапевтов и акушеров-гинекологов (стаж работы у 90% опрошенных от 6 лет и выше).

Всем посетителям был задан вопрос, как часто они посещают врачей и как часто обращаются в аптеки для покупки лекарств. Результаты представлены на рисунке 1.

 

 

 

Полученные результаты были ожидаемы – люди посещают аптеки чаще, чем врачей. Этому можно найти несколько объяснений: в аптеки обращаются при легких недомоганиях или уже известных симптомах, некоторые не имеют достаточно времени для похода к врачу, боятся врачей или считают их недостаточно компетентными, в ряде случаев оказывает влияние отсутствие в медицинской организации врача-специалиста и долгое ожидание записи к узким специалистам.

В следующем вопросе отражено, чем руководствуются посетители аптек при покупке лекарственного препарата (табл. 1).

 

Таблица 1.  Основные приоритеты в выборе лекарственных средств

Покупка лекарственного средства осуществляется:

%

– по рецепту врача;

36,8

– по собственному выбору с помощью интернета, советов знакомых и т.д.;

34,0

– с помощью консультации фармработников.

29,2

 

 

Результаты демонстрируют довольно высокий процент посетителей, предпочитающих самолечение, несмотря на наличие консультантов в аптеках и возможности обратиться к врачу. С точки зрения работы фармацевтического персонала, этот результат говорит о необходимости давать расширенную консультацию о приобретаемом лекарственном препарате посетителю, уточнять симптомы, на основании которых он выбрал лекарственный препарат, чтобы предупредить неверный и, возможно, потенциально опасный выбор лечения.

Несмотря на то, что лишь треть опрошенных сказали, что выбирают лекарственный препарат с помощью консультации фармацевтического персонала, следующие вопросы показали, что около половины их них обращаются к фармацевтическим работникам именно с целью подбора препарата. Фармацевтический персонал на аналогичный вопрос дал однозначный ответ – более 70% специалистов указали именно подбор лекарственного препарата основной причиной обращений к ним посетителей (рис. 2).

Полную версию читайте в журнале "Вестник росздравнадзора" №4, 2018

 

 

 

 

[1] International Pharmaceutical Federation

Присоединяйтесь

Не являетесь членом палаты? Присоединитесь и получите доступ к эксклюзивным материалам для членов Палаты
Мероприятия
16/10/2018 Фармацевтическое консультирование в концепции ответственного самолечения
16 октября
Секция «Кадровая политика и подготовка фармацевтических специалистов»
08 октября
Видео материалы

18.09.2018   Будущее отрасли: объективность «инвентаризации» и чистки «ассортимента» правовых актов

<p>Будущее отрасли: объективность «инвентаризации» и чистки «ассортимента» правовых актов</p>

08.05.2018   Видео обзор Второго съезда союза "НФП"

<p>Национальная фармацевтическая палата провела свой второй съезд</p>
Смотреть все