ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

21 августа 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ, СЛЕДУЮЩЕЙ ПРИНЦИПАМ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ И ТРАНСЛЯЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ

В.В. ТАРАСОВ, директор Института фармации и трансляционной медицины «Мультидисциплинарного центра клини ческих и медицинских исследований» Международной школы персонализированной и трансляционной медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

А.А. ЗАМЯТИН (МЛ.), д-р биол. наук, профессор, директор Института моле кулярной медицины, директор стратегической академической единицы 2 «Мультидисциплинарный центр клинических и медицинских исследований» Международной школы персонализированной и трансляционной медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Л.А. КОРОЛЬ, канд. фармацевт. наук, доцент, заместитель директора, руководитель Образовательного департамента Института фармации и трансляционной медицины «Мультидисциплинарного центра клинических и медицинских исследований» Международной школы персонализированной и трансляционной медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Е.В. НЕВОЛИНА, канд. фармацевт. наук, исполнительный директор Некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата»

В.А. КУЗНЕЦОВ, директор по маркетингу ООО «RX CODE»

Авторами обосновывается необходимость оптимизации образовательных программ для опережающего развития подготовки провизоров и обеспечения кадрового потенциала фармацевтической отрасли в условиях перехода к персонализированной и трансляционной медицине.

Приводится пример реализации инновационной образовательной программы. Рассмотрены иные подходы в фармацевтическом образовании, обеспечивающие высокий уровень междисциплинарной подготовки специалиста, его конкурентоспособность в условиях модернизации фармацевтической отрасли.

Фармация как неотъемлемая составляющая системы здравоохранения сегодня претерпевает значительные изменения и следует мировому тренду перехода к условиям персонализированной и трансляционной медицины. Повышение стандартов жизнеобеспечения населения обуславливает приоритет индивидуального персонализированного подхода и безопасности применения новейших лечебных, профилактических и диагностических препаратов. Стремительное развитие молекулярной медицины, принципы которой были сформулированы еще во второй половине XX в., позволило достичь нового уровня изучения, расшифровки генома человека, углубленного понимания молекулярных принципов функционирования клетки. Накопленные знания, большое количество сравнительной информации проведенных исследований достигли уровня перехода количества в качество и появления новых актуальных научных направлений, обеспечивающих развитие клеточных технологий, создание методик редактирования геномов, определение новых молекулярных маркеров, способствующих существенно улучшить методы диагностики и лечения, а также создание новых лекарственных препаратов. Например, сегодня стало возможным смоделировать молекулу с заданными свойствами. Появилась возможность создавать препараты на основе моноклональных антител – мабы (monoclonal antibodies). Использование молекулярных маркеров вносят серьезные уточнения в диагностику заболеваний. Молекулярные маркеры позволяют заранее определить, какое лекарство не сработает, а какое, наоборот, будет эффективно, и какой препарат создаст разрушительные побочные эффекты. Совсем недавно клиническая практика стала получать первые геннотерапевтические препараты, способные перепрограммировать геномы, а также клеточные продукты. И список подобных новых препаратов увеличивается.

Реализация персонализированного подхода в лечении больного человека с учетом всех его особенностей, ускорение переноса результатов фундаментальных исследований, проведенных в научных лабораториях, в сферу практического здравоохранения отражают вектор развития медицинской науки и клинической практики [1; 2]. Это требует нового взгляда и обновления содержания понимания и обеспечения основной задачи фармации – обеспечение населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»,  утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 91 определена глобальная задача перехода фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития. Согласно оценкам экспертов от 12 до 50 процентов исследований ведущих фармацевтических компаний приходятся на персонализированную медицину.

Использование достижений научно-технологического прогнозирования, генной инженерии, молекулярной и клеточной медицины, нанотехнологий, биоинформатики и других возможностей научно-технического прогресса позволило определить основные прорывные направления развития отечественной фармацевтической отрасли.

Инновационная модель развития фармации направлена на решение задачи разработки и вывода на рынок инновационных лекарственных средств и биомедицинских продуктов.

Приоритетами государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности является инновационный путь развития и интеграция в мировую инновационную систему обращения лекарственных средств.

Одной из ключевых задач для формирования инновационного потенциала фармацевтической отрасли является развитие системы опережающей подготовки специалистов для формирования высококвалифицированного кадрового обеспечения всех направлений развития отечественной фарминдустрии [3].

Практическое обеспечение системы, опережающей подготовки кадров для инновационной модели развития фармацевтической отрасли, требует новых подходов и использования иных форм в реализации образовательных программ. Это может быть обеспечено в условиях создания научно-образовательного пространства, реализующего образовательные программы с новым контентом дисциплин базовой или вариативной части, использованием прогрессивных образовательных технологий, надлежащими условиями полноценной практической подготовки специалиста.

Задачи реформирования системы подготовки профессиональных кадров находятся в постоянном внимании государства и профессиональных сообществ. Президент России Владимир Владимирович Путин на съезде Российского союза ректоров отметил необходимость сближения вузовского образования с производством и активной популяризацией научных исследований. Вопрос разработки стратегии фармацевтического образования в Российской Федерации обсуждался на Первом съезде Союза «Национальная фармацевтическая палата» Российской Федерации (апрель 2016 г., Москва). На Всероссийском съезде фармацевтических работников в рейтинге общих проблем фармацевтической отрасли вопрос профессиональных кадров также был одним из основных.

Только каждый 5-й российский работодатель отметил соответствие квалификации выпускников фармацевтических вузов современным профессиональным требованиям и актуальным запросам отрасли [4].

Фармацевтическое образование в России реализуется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) различных уровней подготовки.

Подготовка провизоров осуществляется согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 33.05.01 Фармация, уровень специалитета, утвержденному Министерством образования и науки Российской Федерации 11 августа 2016 г. приказом № 1037. Современное фармацевтическое практикоориентированное образование обеспечивает хорошую фундаментальную подготовку, дающую широкие возможности профессионального развития, посредством последующего обучения и специализации выпускника для работы в условиях интенсивного развития фармацевтической отрасли. Потребность в адаптации образовательных программ к существующим запросам на специальность и квалификацию фармацевтического специалиста актуальным запросам научно-прикладного сегмента фармации, особенно остро обозначена в период ее перспективного роста.

Значительная роль в сближении вузовского образования и производства, удовлетворения кадровых запросов современного научно-практического комплекса по реализации задач инновационного развития промышленности, экономики, здравоохранения принадлежит развитию системы профессиональных стандартов и первичной аккредитации выпускников на их основе. С 1 января 2016 г. лица, получившие высшее образование по основной профессиональной образовательной программе в соответствии с ФГОС по специальности «Фармация», проходят первичную аккредитацию специалиста, позволяющую установить соответствие лица требованиям для осуществления определенного вида деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Провизор», утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 9 марта 2016 г. приказом № 91н. Данный профессиональный стандарт ориентирован на требования, предъявляемые к провизору для работы в аптечной организации и по сути обеспечивает аттестацию выпускника для осуществления фармацевтической деятельности только в аптечном сегменте фармотрасли. Поэтому актуальной и необходимой является работа по подготовке профессиональных стандартов, адаптация международных профессиональных стандартов к требованиям российских работодателей в сотрудничестве в представителями профессиональных сообществ. Специалисты с фармацевтическим образованием кроме работы в аптечном секторе, традиционно заняты в сфере фармацевтического производства, научно-исследовательских организациях, в фармацевтических компаниях. Фармацевтические специалисты также участвуют в клинической лабораторной практике, в проведении судебно-химической и токсикологической экспертизы, в работе биотехнологических лабораторий, производств и других узкоспециализированных областях профессиональной деятельности.

Одной из исключительных особенностей сферы фармации, и фармацевтического образования, в частности, является многогранность видов и направлений деятельности фармацевтического специалиста и, соответственно, его уникальность по широте необходимых знаний не только базовых и профессиональных дисциплин и умений/навыков, но и специальных дисциплин различных смежных с фармацией направлений, количество которых стремительно увеличивается.

Особенностью и необходимым условием ускоренного развития фармации является бурно развивающаяся многовекторность отрасли и интенсивность внедрения перспективных направлений научно-технических достижений, передовых технологий других отраслей. Сегодня перед фармацевтическими специалистами стоят задачи, которые реализуются в различных сферах профессиональной деятельности, в условиях высокотехнологичных лабораторий, государственных и коммерческих организаций – от поиска молекулы, разработки состава, государственной регистрации продукта, его производства, продвижения и сопровождение его на всех этапах жизненного цикла и ряд других задач. В условиях создания технологических платформ для прикладных исследований, научно-технологического прогнозирования, технологического перевооружения производства, созданных научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств и медицинских изделий, отвечающих мировым требованиям, реализация системы опережающей подготовки кадров является жизненно необходимой. Очевидна необходимость корректировки набора дисциплин, обеспечивающих знания, условий реализации образовательной программы, формирующих умения и навыки, которыми должен владеть сегодня выпускник фармацевтического вуза не только для обеспечения его конкурентоспособности и востребованности на фармацевтическом рынке труда, но и для реализации государственной программы инновационного развития фармацевтической отрасли. Корректировка набора дисциплин приобретает особое значение и в условиях активной разработки профессиональных стандартов в области фармации. В настоящее время Союзом «Национальная фармацевтическая палата», совместно с ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова и Российским университетом дружбы народов подготовлены и прошли общественно-профессиональное обсуждение профессиональные стандарты «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью», «Провизор-аналитик», «Специалист по промышленной фармации в области производства ЛС», «Специалист по валидации (квалификации) на фармацевтическом производстве», «Специалист по промышленной фармации в области контроля качества лекарственных средств», «Специалист по промышленной фармации в области обеспечения качества лекарственных средств», «Специалист по промышленной фармации в области исследований лекарственных средств». Кроме этого в разработке находятся проекты профессиональных стандартов «Фармацевтический инспектор», «Специалист по фармаконадзору», «Специалист в области химико-токсикологичеких исследований», «Специалист в области судебно-химической экспертизы», «Аудитор в сфере фармацевтических экспертиз». Разработанные профессиональные стандарты дают основу траектории развития образовательных программ.

В Институте фармации и трансляционной медицины (далее – Институт) стратегической академической единицы 2 «Мультидисциплинарный центр клинических и медицинских исследований» (САЕ2), Международной школы персонализированной и трансляционной медицины ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова в рамках реализации программы «5-100» по повышению конкурентоспособности российских вузов совместно с другими институтами, входящими в САЕ2, впервые в России реализуется инновационная образовательная программа «Фармация», направленность трансляционная медицина (далее – Программа) по подготовке новых кадров для фармации и фармацевтической промышленности. По сути, это процесс переформатирования образовательной программы, так как с вопросами обращений лекарственных препаратов нового уровня нынешние фармацевтические специалисты уже не могут «справиться».

Программа направлена на подготовку специалистов и исследовательских кадров, способных соответствовать самым высоким международным требованиям и работать в различных областях биофарминдустрии, включая создание инновационных биомедицинских продуктов и проведение полного комплекса исследований на всех этапах их жизненного цикла. Вскоре появится новая специальность – разработчик новых биомедицинских продуктов. Такой специалист будет иметь представление о всей цепочке создания лекарственного препарата/продукта: от идеи – через ее проверку в лаборатории, доклинические испытания и клинические исследования – до мониторинга. Основные задачи Программы:

– подготовка специалистов и исследовательских кадров нового поколения;

– обучение современным и перспективным технологиям с интеграцией студентов в проведение фундаментальных и трансляционных исследований;

– формирование у обучающихся междисциплинарного мышления, способностей эффективно взаимодействовать со всеми участниками разработки, производства и продаж биомедицинских продуктов;

– получение практических навыков по выбранному направлению в рамках выполнения дипломной работы.

Для реализации Программы Институтом сформирована единая научно-образовательная среда с глубокой интеграцией научно-практических достижений в образовательный процесс, активным участием ученых ведущих российских и международных организаций. Обучение студентов будет проходить на базе научно-исследовательских структур Университета, а также высокотехнологичных организаций и индустриальных партнеров, что позволит получить наиболее актуальную теоретическую подготовку и практические навыки для последующего трудоустройства. Обязательным компонентом освоения программы является участие в международных конференциях, симпозиумах, стажировках в ведущих университетах мира. Студентам предусмотрены меры грантовой поддержки.

Студентам читают специализированные курсы. Обучающиеся получат углубленные знания в области биомедицины – на основе интеграции изучаемых дисциплин – молекулярной и клеточной биологии, медицинской генетики, молекулярной патологии, клеточной патологии, физиологии, физико-химические принципы и инструментальные методы в фармации и токсикологии, биосинтез, вторичный метаболизм физиологически активных соединений; в области разработки и производства биомедицинских продуктов – биоинформатика, надлежащие практики (лабораторная, производственная, клиническая и т.д.), фармацевтическая разработка лекарственных препаратов, регуляторные вопросы в создании и продвижении биомедицинской продукции. Освоение исследовательских компетенций, выполнение научно-исследовательской работы с экспериментальной частью осуществляется в высокотехнологичных лабораториях Института и организаций-партнеров. Обучающиеся получают дополнительные умения – навыки работы на новейшем оборудовании, подготовки документального сопровождения разработки, работы в условиях надлежащей практики. Уникальные владения обучающихся получат в области использования информационных систем и технологий в поиске и разработке биомедицинских продуктов, инструментальных методов исследований в фармации и токсикологии. При успешном освоении инновационной образовательной программы обучающемуся наряду с документом об образовании и о квалификации образца, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выдается сертификат образца, установленного Университетом.

Очень важным аспектом качественной подготовки специалиста является его хорошая фундаментальная подготовка и профессиональная мотивация, которая может быть воспитана еще в школе, через профессиональную ориентацию школьников, обучающихся в специализированных школах, например, многофункциональных центров профессиональной квалификации при Государственных образовательных комплексах.

Обучение школьников в профильных классах, профессиональная подготовка, переподготовка специалистов осуществляется при сотрудничестве центров с ведущими вузами, отраслевыми организациями, бизнесом. Успешно обучающимся предоставляются бюджетные места на очной форме обучения, выплачивается стипендия, прохождение практики в ведущих компаниях, стажировка и проектная работа за границей. По окончании обучения выпускникам гарантировано трудоустройство или они могут продолжить обучения в вузах без сдачи ЕГЭ. Также обучающимся предоставляется социальный пакет и различные меры поддержки, включающие льготный проезд в городском транспорте, льготы на выезды в лагеря в течение года, бесплатные билеты на городские развлекательные мероприятия, отсрочка от армии для юношей, медицинское сопровождение и бесплатное питание. Обучающиеся могут получать знания в английской языковой школе, проходят международную сертификацию компьютерной грамотности. Всесторонние меры поддержки обучающихся и сопровождение всего периода профессионального становления способствуют взращиванию квалифицированных отечественных специалистов с высокой мотивацией к развитию в выбранной профессии.

Направлениями переформатирования вузовских образовательных программ в условиях интеграции образовательных и исследовательских процессов могут быть:

-Увеличение набора образовательных программ со специализацией, реализуемой вариативной частью и, особенно, дисциплинами по выбору. Тематически сформированный пакет дисциплин по выбору, которые обучающийся может осваивать из каждого блока учебного плана на протяжении всего периода обучения в вузе позволит обеспечить получение дополнительных или углубленных знаний, умений по выбранной тематике;

-Реализация совместных образовательных проектов с организациями партнерами вне учебногобпроцесса. Направление интересно обучающимся с нескольких точек зрения: прямого контакта с ведущими специалистами фармацевтических компаний, бизнестренерами, получения знаний непосредственно от представителей фармбизнеса, погружения на лекциях, занятиях, тренингах в атмосферу профессиональной деятельности. Интересен опыт реализации Школы продакт-менеджера «Управление брендом в фармацевтической компании», организованной Институтом и проводимой под руководством Кузнецова Владимира Анатольевича, возглавляющего отдел маркетинга коммуникационного агентства «RxCode» для студентов старших курсов направления Фармация.

Цель Школы – погрузить студентов в реальную работу продакт-менеджера в производственной компании. В рамках курса студенты осваивают основные этапы работы маркетолога от создания препарата, разработки маркетингового плана до тактики реализации выбранной стратегии.

В качестве спикеров выступают приглашенные действующие специалисты с фармацевтического рынка, сотрудники крупных отечественных и западных компаний от продакт-менеджеров до директоров по маркетингу. Каждая лекция-семинар состоит из двух частей, в первой подается фактический материал, во второй части разбираются реальные кейсы с вовлечением студентов в работу. Они могут попробовать себя в роли продакт-менеджера и решают реальные задачи фармацевтического бизнеса под руководством опытного маркетолога. Подобные проекты собирают полные аудитории студентов в их свободное от учебы время, потому что помогают расширить кругозор и подготовить выпускников к реальной работе в выбранном направлении и лучше понимать деятельность и взаимодействие участников фармацевтического бизнеса.

Безусловно, актуальным является расширение сферы сотрудничества на основе договоров с российскими и зарубежными организациями-партнерами для проведения практик, в том числе для выполнения научно-исследовательской работы студентов, стажировок и совместных образовательных проектов. Возможности работы в современных лабораториях, подразделениях ведущих фармацевтических организациях будет способствовать популяризации научных исследований и вовлечению большего количества обучающихся в научную и инновационную экспериментальную деятельность.

Таким образом, для успешного воплощения инновационного сценария развития фармации и обеспечения этого процесса высококвалифицированными фармацевтическими кадрами мирового уровня необходимо использовать различные иные формы реализации образовательных программ, включая оптимизацию набора актуальных модулей и дисциплин, подготовленных и реализуемых в высокотехнологичных научно-образовательных условиях с участием специалистов профессиональных сообществ и ключевых организаций-партнеров фармацевтической отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Манак Н.А. Персонализированная и трансляционная медицина: новые подходы к лечению // Здравоохранение. Республика Беларусь. – 2014. – № 9. – С. 41–45.

2. Bornstein S.R., Licinio J. Improving the efficacy of translational medicine by optimally integrating health care, academia and industry // Nature medicine. – 2011. – № 12(17). – P. 1567–1569.

3. Магистерская программа «Интегрированная разработка лекарственных средств» – возможность гарантировать инновационное развитие отечественной фармацевтической отрасли / Ж.И. Аладышева, Н.В. Пятигорская, Ю.В. Федорова и . // Медицинское образование и вузовская наука. – 2016. – № 1(6). –С. 10–14.

4. Тельнова Е.А. Доклад на Всероссийском съезде фармацевтических работников, 28 апреля 2014 года. URL: http://pharmcongress.ru/material/ (дата обращения: 18.02.2017).

 

Журнал «МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВУЗОВСКАЯ НАУКА» № 2(10), 2017

Присоединяйтесь

Не являетесь членом палаты? Присоединитесь и получите доступ к эксклюзивным материалам для членов Палаты
Мероприятия
Конференция "Организация надлежащей аптечной практики субъектами розничной торговли" 12.10.2017 г., Крым
12 октября
V всероссийская конференция, 21-22.09.2017г.
21 сентября
Видео материалы
Смотреть все