Критерии готовности выпускника к профдеятельности

28 июля 2015

Елена Неволина, исполнительный директор НП "Аптечная гильдия"

"Напомню, что в соответствии с Федеральным законом №323 "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" с 1 января 2016 года у нас в стране осуществится переход от системы сертификации специалиста к его аккредитации."

Как в свое время пояснила, будучи еще тогда замминистра Вероника Скворцова, переход к аккредитации - это введение персональной ответственности врача. В апреле от Минздрава также стало известно, что с января 2016 года на аккредитацию перейдут стоматологи и фармацевтические работники. Что касается остальных медицинских работников, то в отношении их предусмотрен поэтапный переход, начиная с 2017 года. В тоже время, 21 мая на встрече с лауреатами Второй ежегодной премии Национальной медицинской палаты за вклад в развитие российского здравоохранения и повышение уважения к профессии врача министр здравоохранения РФ В.Скворцова сообщила, что в 2016 году Министерство здравоохранения РФ начнет поэтапно внедрять систему аккредитации медицинских работников – врачей и среднего медицинского персонала.  Причем,  аккредитация коснется медучреждений всех форм собственности. Со слов министра, аккредитацию будут проводить профессиональные сообщества, прежде всего Национальная медицинская палата.

Национальная фармацевтическая палата также не осталась в стороне. Учитывая, что 1 января 2016 года не за горами, НФП решила разработать критерии первичной аккредитации специалиста в области фармацевтической деятельности  для выпускников вузов.

Что такое аккредитация? Понятие раскрыто в №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ»: это способность выпускника (специалиста) осуществлять профессиональную деятельность. Но как и в соответствии с чем оценить, готов конкретный выпускник к профессиональной деятельности  или не готов? Здесь необходим  единый документ, содержащий и описание трудовых функций, и необходимые специалисту знания и умения. Этим документом должен стать  "Профессиональный стандарт специалиста в области фармацевтической деятельности», над которым работает Национальная фармацевтическая палата совместно с представителями Университета Дружбы народов и Первого московского медицинского университета им. М.И.Сеченова.

2 мая 2015 года был принят Федеральный закон №122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", которым установлено: «Если настоящим Кодексом (ТК), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями». В отношении фармацевтической деятельности такие требования установлены в ФЗ №323: «фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка».

Кроме этого, в новом законе №122 ФЗ есть такая фраза, что все федеральные образовательные стандарты должны быть пересмотрены в соответствии с профессиональными стандартами. Поэтому мы своей задачей  поставили во главу угла разработку профессионального стандарта. И уже в  этом  профессиональном стандарте мы выбрали те  функции, которые  может самостоятельно осуществлять выпускник вуза без прохождения дополнительного профессионального образования.

Укрупненно функции выглядят так.

1. Реализация и отпуск лекарственных препаратов. Человек должен правильно производить реализацию и отпуск ЛС и товаров аптечного ассортимента.

2. Осуществление приемочного контроля (что тесно связано с понятием качества ЛС).

3. Хранение препаратов в условиях аптеки (сохранение качества и эффективности ЛС).  

4. Консультирование (без этого не может осуществляться правильный отпуск и реализация), в том числе по вопросам, как хранить ЛС в домашних условиях, как правильно применять, как они взаимодействуют с пищей и другими группами лекарственных средств.

5. И последняя укрупненная функция, которую может выполнять выпускник сразу после вуза, - это изготовление лекарств в условиях аптечных организаций.  Таких аптек у нас осталось в стране порядка 8% , по данным Минздрава.

Мы считаем, что для выполнения перечисленных трудовых функций не надо никакого дополнительного последипломного образования, а выпускник, после 5 лет обучения,  при сдаче итоговой аттестации, в которую и будет интегрирована первичная аттестация,  этими навыками должен обладать.

В Минздраве обозначили, что первичная аккредитация будет встроена в итоговую аттестацию выпускника. Что касается вторичной и всех последующих аккредитаций, которые должны будут работники проходить раз в 5 лет, пока в отношении фармработников нет четко сформулированного порядка.  Поэтому пока выпускники вузов будут проходить аккредитацию, а те фармацевтические работники, у кого истекает пятилетний срок сертификата, будут по-прежнему получать сертификат в 2016 году, а дальше будет разработан и принят соответствующий порядок".

Анна Шарафанович, Газета «Московские аптеки» №5 май 2015г

Присоединяйтесь

Не являетесь членом палаты? Присоединитесь и получите доступ к эксклюзивным материалам для членов Палаты
Мероприятия
Конференция "Организация надлежащей аптечной практики субъектами розничной торговли" 12.10.2017 г., Крым
12 октября
V всероссийская конференция, 21-22.09.2017г.
21 сентября
Видео материалы
Смотреть все